В 1608 году когда на Руси было Смутное время Троице-Сергиеву Лавру осадили поляки, литовцы и русские изменники и казаки во главе с гетманом Сапегой и паном Александром Лисовским. Многие этих людей были настоящими "псами войны" - наемниками и авантюристами, искавшими военной добычи. Воины профессионалы 16 месяцев сражались с немногочисленными русскими ратниками, монахами и простыми людьми, спрятавшимися в Лавре и не смогли их одолеть ...
Анания и Немой - двум этим воинам летописец обороны Троице-Сергиевой Лавры уделил особое внимание. Много было героев и отличных воинов которые сражались за Лавру и Россию, но этим двоим не было равных.
Анания
Анания Селевин был простым слугой и проявлять чудеса в бою начал тогда, когда уже многие "храбрые и крепкие мужи ... от острия меча иноверных пали". Мы не знаем причин почем он не проявил себя в самом начале осады. Был ли это опытный воин, который до какого-то момента не видел нужны проявлять себя, или это был человек, который неожиданно обнаружил у себя воинские таланты. Так или иначе когда он пустил свои умения в дело о нем заговорили ...
Авраамий Палицкий бывший очевидцем происходящего написал:
Никто из сильных поляков и русских изменников не смел приближаться к нему, только ловили они случай убить его из ружей издалека
Враги узнавали Ананию по стремительному коню, пытались окружить его, но он всегда успевал уйти невредимым из "гущи литовских полков" . Анания пленил 16 знатных вражеских воинов и никто больше не решался на поединок с ним. Особенно умело Анания стрелял из лука и ружья. Однажды Александр Лисовский один из руководителей осады Лавры пытаясь доказать свою доблесть напал на Ананию. Но защитник монастыря выстрелом из лука поразил его: "в левый висок, с ухом его прострелил и поверг его наземь, а сам ускакал из гущи казачьих полков".
Немой.
Немой - таинственная личность. Поляк, "пан" Мартьяш. По никому не известной причине он перешел на сторону осажденных, не смотря на их бедственное положение. Он действительно был глухим и немым и объяснялся только жестами. Однако в бою был :
"очень яростным и сильным и ... Он был настолько знаменит среди поляков и изменников, что даже храбрые воины не смели на него наступать. Некоторые, пугая его именем, прогоняли нечестивых, и пеший конного не боялся. По причине же своей глухоты он вертелся в бою и озирался, чтобы не быть откуда-нибудь убитым. Во время приступов никто не был так быстр в метании камней, как этот немой"
Когда он дрался оружием, "то жилы рук его так сводило", что после боя он "их едва разгибал и не мог в руке своей держать ничего".
Анания и Немой
Оба эти воина объединили свои силы и стали вместе выходить на вылазки из монастыря. Анания на своем быстром коне, а немой пешком. Летописец пишет, что когда они сражались вдвоем, то:
Роту вооруженных копьями поляков они двое с луками обращали вспять.
Однажды, две литовские роты "отсекли" Ананию от его товарищей и пытались настичь его. Немой который в этот момент спрятался среди пней, видя Ананию в беде, выскочил "как рысь" с луком и большим колчаном в руке и "стреляя по литовцам, яростно бился".
Литовцы обратились на немого, и тут же Анания вырвался к нему, и они стали рядом. И многих поранили они людей и коней и отошли невредимыми, лишь коня под Ананией ранили.
Поляки устроили настоящую охоту за конем Анании, в которого было гораздо вернее поразить чем его хозяина. 6 раз конь был ранен и на седьмой убит. Анании пришлось сражаться пешим и стало ему "хуже в боях". Наконец, пуля раздробила ему стопу и нога его опухла, но он продолжал быть среди сражающихся и хорошо дрался. Наконец, еще одна пуля попала Анании в колено той же ноги, началось сильное заражение и он "скончался в Господе".
Чем закончилась битва за Лавру для Немого неизвестно.