Перебирая старые архивные фотографии, сделанные мной по дороге из Ростова в Краснодар 8 лет назад, я вдруг заметил, что той трассы, по которой мы ездили на Черноморское побережье ещё совсем недавно, больше нет. Точнее, само название дороги М4 и её направление сохранились, но она стала уже совсем другой! Предлагаю вам вместе со мной вспомнить, как раньше мы добирались до Краснодара по неблагоустроенной, местами узкой трёхполосной трассе М4 «Дон» с многочисленными опасными левыми поворотами и перекрёстками, полностью заменёнными в наше время современными эстакадами и путепроводами.
Итак, выехав из Ростова в южном направлении и миновав Батайск, мы попадали на четырёхполосную трассу, которую лишь два года назад сделали платной, перегородив посередине бетонными блоками. Жителям первого посёлка Залесье на этом участке ещё повезло – для них оставили левый поворот, отделив его в наше время дополнительной полосой, а вот сразу за ним сейчас установлен пункт взимания платы, и жителям следующих небольших посёлков мало того, что приходится ежедневно платить за проезд до Ростова и назад, так ещё и место для разворота теперь попробуй найди.
Возле села Самарское раньше был опасный перекрёсток и стоял стационарный пост ДПС – сейчас нет ни того, ни другого: в село сделали современную развязку, а пост за ненадобностью закрыли.
Автобус ЛАЗ-699 «Турист» уже 8 лет назад был большой редкостью на российских дорогах, а сейчас его уже и не встретишь совсем – практически музейный экспонат. Помню, выезжаешь куда-нибудь за город, ждёшь на автовокзале красивый красный «Икарус», а тут раз, и облом – приезжает такой «ЛАЗ», и вся поездка как насмарку!
Красный «Икарус-256» – самый массовый и любимый мной междугородний автобус 90-х годов прошлого века, ещё 8 лет назад спокойно можно было встретить на трассе М4 «Дон», а сейчас захочешь на таком прокатиться, вспомнить молодость – попробуй найди его теперь. Видел в наше время, вроде бы, из Ростова в сторону Майкопа такой ещё ходит, да в направлении ДНР и ЛНР можно парочку «Икарусов» встретить, так что ещё немного, и больше мы совсем не увидим этих красавцев на наших дорогах.
На въезде в Краснодарский край сейчас установлен уже новый стенд «Добро пожаловать!» с изображением гор и моря, а ещё недавно нас встречали эти дружелюбные кубанские казак с казачкой.
«Страшный» Кущёвский пост ДПС в Цукеровой балке, которым любят пугать друг друга москвичи, рискнувшие поехать на Чёрное море на своём автомобиле, и на котором меня до сих пор ни разу не остановили, хотя езжу тут регулярно, за 8 лет практически не изменился, и в наше время выглядит так же, как на этой старой фотографии.
Автостопщиками, едущими летом на море со всей России, сейчас тоже никого не удивишь.
А вот река Ея, про которую поётся в песне группы «Любэ»: «Рассея, моя ты Рассея, от Волги и до Енисея», и потом помните: «Ея, Ея, Рассея»!
Кстати, именно от названия этой реки и происходит имя города Ейск.
В Крыловском районе в 2011 году шло активное расширение дороги, которая прежде на этом участке имела только по одной полосе для движения в каждом направлении – сейчас уже и не верится, что раньше дорога была такой узкой!
У поворота в станицу Крыловская раньше была большая стоянка, где обязательно и днём и ночью останавливались все автобусы, как рейсовые, так и туристические. Здесь располагались многочисленные киоски и кафе, где пассажиры автобусов непременно покупали пирожки-беляши, шашлыки-машлыки и прочую дорожную еду сомнительного происхождения. Говорят, хозяин кафе, к которому подъезжал автобус, кормил водителей автобуса бесплатно.
Рейсовый красавец «Neoplan» раньше был большой редкостью на наших дорогах, теперь современные комфортабельные автобусы почти полностью заменили старые советские развалюхи.
Строительство новой широкой трассы М4 в Краснодарском крае велось ускоренными темпами к началу зимней олимпиады в Сочи в 2014 году.
Развилка дорог у станицы Павловской, где прямо уходит трасса М29 «Кавказ» в сторону высоких Кавказских гор, а направо поворачивает трасса М4 «Дон» в сторону тёплого Чёрного моря, к 2011 году уже была открыта. Здесь я опоздал на пару лет, чтобы сфотографировать старый Т-образный перекрёсток, на котором постоянно собирались большие пробки.
После поворота на прямой участок трассы М4 в сторону Краснодара начиналась трёхполосная дорога, на которой поочерёдно менялось количество полос для движения в одну сторону с одной полосы на две и обратно. Так она шла среди кубанских полей до самого Краснодара. Помните ещё такую дорогу?
То и дело на обочинах можно было встретить пережитки советского прошлого – стелы местных колхозов и совхозов. После расширения дороги всё это было беспощадно снесено и уничтожено.
Сейчас этот участок трассы до Краснодара полностью расширили до четырёх полос – по две полосы в каждом направлении, а с 2019 года его ещё и сделали платным. Так что с этого года вся трасса М4 от Ростова до Краснодара, а это больше 200 км, полностью стала платной.
Вспоминая старую дорогу, когда долго ехал за еле плетущимся «КамАЗом», а потом на двухполосном расширении пытался его поскорее обогнать, чтобы успеть до очередного однополосного сужения, сейчас понимаешь, что современная трасса стала более скоростной, и при этом безопасной.
Однако нынешняя дорога стала монотонной, а от этого более скучной и гораздо утомительней. Если раньше внимание водителей было в постоянном напряжении, водители более пристально следили за дорожной обстановкой, стараясь не упустить возможности для обгона очередной колонны грузовиков, то сейчас на этом участке дороги расслабляешься и от скуки реально начинаешь засыпать.
В настоящее время зачем-то ликвидировали почти все указатели и стелы районов на скоростной платной трассе до Краснодара, хотя по мне они были своеобразным украшением дороги, водитель обращал на них внимание и хоть как-то отвлекался от усыпляющего однообразия окружающих бесконечных полей.
Кстати, деревья вдоль этой дороги зачем-то тоже сейчас все повырубали – они то чем помешали?
А такая картина из красных пластиковых заграждений, установленных на месте сужения дороги в момент её расширения и строительства, для жителей степных районов Краснодарского края стала привычной на несколько лет вперёд, пока участок этой дороги до Краснодара не расширили окончательно до четырёх полос.
В самом начале Кореновского района ещё недавно можно было увидеть красивый памятник советским колхозникам, но в современном мире ему уже не нашлось места у обочины дороги.
Как не нашлось места и указателю района с картой-схемой за ненадобностью – нынче у каждого в телефоне есть навигатор автодорог, что, несомненно, намного удобней всяких там устаревших бумажных атласов дорог России. Хотя у кого сейчас не спроси, по какой дороге ты ехал, какие города проезжал, все как один отвечают, что они не знают, ехали тупо по навигатору, а что они там проезжали, даже не заметили!
Глядя на левый поворот с трассы М4 «Дон» в какой-нибудь очередной посёлок или город Краснодарского края, сейчас удивляешься, как можно было в таком большом потоке несущихся машин успеть вывернуть со второстепенной дороги на трассу.
Корейские туристические автобусы «Kia» Granbird, которые уже сейчас кажутся каким-то старьём, тогда только начинали колесить по нашим дорогам и выглядели суперсовременно.
Большие белые буквы «Динской район», которые указывали на то, что Краснодар уже рядом, сейчас тоже ликвидированы.
А вот небольшой симпатичный автобус «Hyundai» Aero Town , одиноко проезжающий нам навстречу. Сейчас поток машин в летний период времени здесь значительно выше.
Иногда трасса М4 проходила прямо сквозь небольшие населённые пункты, где скорость движения снижалась до 60 км/ч. Сейчас мы видим въезд в станицу Пластуновская 8-летней давности. В настоящее время она отгорожена от основной проезжей части заградительным заборчиком, и скорость здесь увеличена до 90 км/ч. Если вы проезжали здесь раньше, то наверняка помните, как на стоянке возле каждого придорожного кафе стоял дружелюбный хозяин кавказской внешности, и настойчиво зазывал вас руками, показывая, как нужно припарковаться возле его кафешки. Сейчас всё поменялось, и теперь возле тех же самых кафе стоят большие надувные фигуры людей, забавно машущие по ветру своими воздушными руками.
Уже возле Краснодара навстречу проехал пригородный автобус «Нефаз-5299-10» Динского АТП. Сейчас, наверное, автопарк там уже обновился, и такие автобусы вряд ли обслуживают это направление, хотя тогда они смотрелись очень даже современно.
А вот развилка перед Краснодаром в сторону Чёрного моря в настоящее время изменилась просто до неузнаваемости. Помните, раньше дорога в город уходила прямо, а чтобы продолжить движение по трассе М4 «Дон» к морю, нужно было уйти вправо, и затем уже мы попадали на путепровод в обход Краснодара.
Сейчас же здесь расширили дорогу аж до четырёх полос в одном направлении, при этом две полосы вправо уводят теперь в Краснодар, а две полосы левее направляют нас в сторону моря в обход города. Сделано настолько удобно, что когда проезжаешь эту обновлённую развязку дорог в первый раз, сразу даже не замечаешь, как часть дороги уходит на Краснодар, и потом ещё какое-то время ждёшь старую привычную развязку с путепроводом, которой больше нет, и только потом до тебя доходит, что ты уже давно едешь по Восточному обходу Краснодара.
А вот и белый указатель города на трассе М4 «Дон», при этом разрешённая скорость для движения по прежнему остаётся 90 км/ч, как и вне города. Дальше дорога ведёт через Адыгею в сторону Горячего Ключа, и затем на Чёрное море, но это уже совсем другая история.
Другие мои рассказы:
Из Ростова в Москву по М4
Из Ростова в Тюмень
Из Ростова на Домбай