Найти в Дзене
Дороги России

Дорога из Ростова в Краснодар, которой больше нет

В сторону Краснодара начиналась трёхполосная дорога, на которой...

Перебирая старые архивные фотографии, сделанные мной по дороге из Ростова в Краснодар 8 лет назад, я вдруг заметил, что той трассы, по которой мы ездили на Черноморское побережье ещё совсем недавно, больше нет. Точнее, само название дороги М4 и её направление сохранились, но она стала уже совсем другой! Предлагаю вам вместе со мной вспомнить, как раньше мы добирались до Краснодара по неблагоустроенной, местами узкой трёхполосной трассе М4 «Дон» с многочисленными опасными левыми поворотами и перекрёстками, полностью заменёнными в наше время современными эстакадами и путепроводами.

Итак, выехав из Ростова в южном направлении и миновав Батайск, мы попадали на четырёхполосную трассу, которую лишь два года назад сделали платной, перегородив посередине бетонными блоками. Жителям первого посёлка Залесье на этом участке ещё повезло – для них оставили левый поворот, отделив его в наше время дополнительной полосой, а вот сразу за ним сейчас установлен пункт взимания платы, и жителям следующих небольших посёлков мало того, что приходится ежедневно платить за проезд до Ростова и назад, так ещё и место для разворота теперь попробуй найди.

-2

Возле села Самарское раньше был опасный перекрёсток и стоял стационарный пост ДПС – сейчас нет ни того, ни другого: в село сделали современную развязку, а пост за ненадобностью закрыли.

-3

Автобус ЛАЗ-699 «Турист» уже 8 лет назад был большой редкостью на российских дорогах, а сейчас его уже и не встретишь совсем – практически музейный экспонат. Помню, выезжаешь куда-нибудь за город, ждёшь на автовокзале красивый красный «Икарус», а тут раз, и облом – приезжает такой «ЛАЗ», и вся поездка как насмарку!

-4

Красный «Икарус-256» – самый массовый и любимый мной междугородний автобус 90-х годов прошлого века, ещё 8 лет назад спокойно можно было встретить на трассе М4 «Дон», а сейчас захочешь на таком прокатиться, вспомнить молодость – попробуй найди его теперь. Видел в наше время, вроде бы, из Ростова в сторону Майкопа такой ещё ходит, да в направлении ДНР и ЛНР можно парочку «Икарусов» встретить, так что ещё немного, и больше мы совсем не увидим этих красавцев на наших дорогах.

-5

На въезде в Краснодарский край сейчас установлен уже новый стенд «Добро пожаловать!» с изображением гор и моря, а ещё недавно нас встречали эти дружелюбные кубанские казак с казачкой.

-6

«Страшный» Кущёвский пост ДПС в Цукеровой балке, которым любят пугать друг друга москвичи, рискнувшие поехать на Чёрное море на своём автомобиле, и на котором меня до сих пор ни разу не остановили, хотя езжу тут регулярно, за 8 лет практически не изменился, и в наше время выглядит так же, как на этой старой фотографии.

-7

Автостопщиками, едущими летом на море со всей России, сейчас тоже никого не удивишь.

-8

А вот река Ея, про которую поётся в песне группы «Любэ»: «Рассея, моя ты Рассея, от Волги и до Енисея», и потом помните: «Ея, Ея, Рассея»!

Кстати, именно от названия этой реки и происходит имя города Ейск.

-9

В Крыловском районе в 2011 году шло активное расширение дороги, которая прежде на этом участке имела только по одной полосе для движения в каждом направлении – сейчас уже и не верится, что раньше дорога была такой узкой!

-10

У поворота в станицу Крыловская раньше была большая стоянка, где обязательно и днём и ночью останавливались все автобусы, как рейсовые, так и туристические. Здесь располагались многочисленные киоски и кафе, где пассажиры автобусов непременно покупали пирожки-беляши, шашлыки-машлыки и прочую дорожную еду сомнительного происхождения. Говорят, хозяин кафе, к которому подъезжал автобус, кормил водителей автобуса бесплатно.

-11

Рейсовый красавец «Neoplan» раньше был большой редкостью на наших дорогах, теперь современные комфортабельные автобусы почти полностью заменили старые советские развалюхи.

-12

Строительство новой широкой трассы М4 в Краснодарском крае велось ускоренными темпами к началу зимней олимпиады в Сочи в 2014 году.

-13

Развилка дорог у станицы Павловской, где прямо уходит трасса М29 «Кавказ» в сторону высоких Кавказских гор, а направо поворачивает трасса М4 «Дон» в сторону тёплого Чёрного моря, к 2011 году уже была открыта. Здесь я опоздал на пару лет, чтобы сфотографировать старый Т-образный перекрёсток, на котором постоянно собирались большие пробки.

-14

После поворота на прямой участок трассы М4 в сторону Краснодара начиналась трёхполосная дорога, на которой поочерёдно менялось количество полос для движения в одну сторону с одной полосы на две и обратно. Так она шла среди кубанских полей до самого Краснодара. Помните ещё такую дорогу?

-15

То и дело на обочинах можно было встретить пережитки советского прошлого – стелы местных колхозов и совхозов. После расширения дороги всё это было беспощадно снесено и уничтожено.

-16

Сейчас этот участок трассы до Краснодара полностью расширили до четырёх полос – по две полосы в каждом направлении, а с 2019 года его ещё и сделали платным. Так что с этого года вся трасса М4 от Ростова до Краснодара, а это больше 200 км, полностью стала платной.

-17

Вспоминая старую дорогу, когда долго ехал за еле плетущимся «КамАЗом», а потом на двухполосном расширении пытался его поскорее обогнать, чтобы успеть до очередного однополосного сужения, сейчас понимаешь, что современная трасса стала более скоростной, и при этом безопасной.

-18

Однако нынешняя дорога стала монотонной, а от этого более скучной и гораздо утомительней. Если раньше внимание водителей было в постоянном напряжении, водители более пристально следили за дорожной обстановкой, стараясь не упустить возможности для обгона очередной колонны грузовиков, то сейчас на этом участке дороги расслабляешься и от скуки реально начинаешь засыпать.

-19

В настоящее время зачем-то ликвидировали почти все указатели и стелы районов на скоростной платной трассе до Краснодара, хотя по мне они были своеобразным украшением дороги, водитель обращал на них внимание и хоть как-то отвлекался от усыпляющего однообразия окружающих бесконечных полей.

-20

Кстати, деревья вдоль этой дороги зачем-то тоже сейчас все повырубали – они то чем помешали?

-21

А такая картина из красных пластиковых заграждений, установленных на месте сужения дороги в момент её расширения и строительства, для жителей степных районов Краснодарского края стала привычной на несколько лет вперёд, пока участок этой дороги до Краснодара не расширили окончательно до четырёх полос.

-22

В самом начале Кореновского района ещё недавно можно было увидеть красивый памятник советским колхозникам, но в современном мире ему уже не нашлось места у обочины дороги.

-23

Как не нашлось места и указателю района с картой-схемой за ненадобностью – нынче у каждого в телефоне есть навигатор автодорог, что, несомненно, намного удобней всяких там устаревших бумажных атласов дорог России. Хотя у кого сейчас не спроси, по какой дороге ты ехал, какие города проезжал, все как один отвечают, что они не знают, ехали тупо по навигатору, а что они там проезжали, даже не заметили!

-24

Глядя на левый поворот с трассы М4 «Дон» в какой-нибудь очередной посёлок или город Краснодарского края, сейчас удивляешься, как можно было в таком большом потоке несущихся машин успеть вывернуть со второстепенной дороги на трассу.

-25

Корейские туристические автобусы «Kia» Granbird, которые уже сейчас кажутся каким-то старьём, тогда только начинали колесить по нашим дорогам и выглядели суперсовременно.

-26

Большие белые буквы «Динской район», которые указывали на то, что Краснодар уже рядом, сейчас тоже ликвидированы.

-27

А вот небольшой симпатичный автобус «Hyundai» Aero Town , одиноко проезжающий нам навстречу. Сейчас поток машин в летний период времени здесь значительно выше.

-28

Иногда трасса М4 проходила прямо сквозь небольшие населённые пункты, где скорость движения снижалась до 60 км/ч. Сейчас мы видим въезд в станицу Пластуновская 8-летней давности. В настоящее время она отгорожена от основной проезжей части заградительным заборчиком, и скорость здесь увеличена до 90 км/ч. Если вы проезжали здесь раньше, то наверняка помните, как на стоянке возле каждого придорожного кафе стоял дружелюбный хозяин кавказской внешности, и настойчиво зазывал вас руками, показывая, как нужно припарковаться возле его кафешки. Сейчас всё поменялось, и теперь возле тех же самых кафе стоят большие надувные фигуры людей, забавно машущие по ветру своими воздушными руками.

-29

Уже возле Краснодара навстречу проехал пригородный автобус «Нефаз-5299-10» Динского АТП. Сейчас, наверное, автопарк там уже обновился, и такие автобусы вряд ли обслуживают это направление, хотя тогда они смотрелись очень даже современно.

-30

А вот развилка перед Краснодаром в сторону Чёрного моря в настоящее время изменилась просто до неузнаваемости. Помните, раньше дорога в город уходила прямо, а чтобы продолжить движение по трассе М4 «Дон» к морю, нужно было уйти вправо, и затем уже мы попадали на путепровод в обход Краснодара.

Сейчас же здесь расширили дорогу аж до четырёх полос в одном направлении, при этом две полосы вправо уводят теперь в Краснодар, а две полосы левее направляют нас в сторону моря в обход города. Сделано настолько удобно, что когда проезжаешь эту обновлённую развязку дорог в первый раз, сразу даже не замечаешь, как часть дороги уходит на Краснодар, и потом ещё какое-то время ждёшь старую привычную развязку с путепроводом, которой больше нет, и только потом до тебя доходит, что ты уже давно едешь по Восточному обходу Краснодара.

-31

А вот и белый указатель города на трассе М4 «Дон», при этом разрешённая скорость для движения по прежнему остаётся 90 км/ч, как и вне города. Дальше дорога ведёт через Адыгею в сторону Горячего Ключа, и затем на Чёрное море, но это уже совсем другая история.

Другие мои рассказы:

Из Ростова в Москву по М4
Из Ростова в Тюмень
Из Ростова на Домбай