ОПЕК предрекает падение мирового спроса на нефть в связи с изменением климата
Кувейт - четвертый по величине в мире добытчик нефти, член ОПЕК. Основу экономики государства с середины 1940-х годов составляет добыча нефти – 50% в ВВП государства, 90% - доля в экспорте. Однако сегодня государство свои планы в нефтедобыче на долгую перспективу готово пересмотреть из-за экологических рисков, которые существенно снизят спрос на «черное золото».
Причиной таких опасений является изменение климата. Сегодняшняя мощность нефтедобычи Кувейта составляет порядка 3 млн баррелей в сутки. Еще пару лет назад нефтепромышленники озвучивали более оптимистичные планы на увеличение мощности почти до 5 млн баррелей в сутки к 2040 году. Предполагалось вложить в развитие нефтедобычи порядка $500 млрд., из них более $114 млрд – только в ближайшие 5 лет.
Однако в начале ноября было заявлено о пересмотре целевых показателей. Национальная нефтяная компания Кувейта заявила о понижении ранее поставленной цели по показателям более, чем в 2 раза: с 4,75 млн. баррелей в сутки до 2,040 млн. Уменьшение плановой мощности нефтедобычи в 2020 году заявлено с 4 млн до чуть более 3 млн баррелей в сутки.
Если это случится, то станет первым фактом в истории признания со стороны ОПЕК влияния климатических изменений на глобальный нефтяной рынок. Мировая потребность в нефти падает, согласно докладу ОПЕК, из-за мероприятий по сохранению экологии в развитых странах, развития и появлении альтернативных источников энергии, а также общего снижения экономического роста. ОПЕК не прогнозирует тотального обрушения рынка, однако снижение темпов его развития все же считает уже данностью.
Существенную конкуренцию нефти уже составляет электричество: к 2040 году доля электромобилей приблизится к 26% от всех машин в мире. Немалую конкуренцию составляют американские производители сланцевой нефти, активно набирающие обороты, говорится в докладе ОПЕК. Рост цен на обычную нефть делает добычу сланцевой рентабельной.
Но главной проблемой для нефтедобывающей отрасли является изменение климата в сторону глобального потепления, который вынудит сырьевые страны пересмотреть основы экономик, говорится в докладе ЮНКТАД. Под ударом, наравне с развивающимися странами, находятся и экспортеры топлива. Перевод глобальной экономики на «зеленые рельсы» приведет к значительным потерям, погода и природные катастрофы разрушат инфраструктуру, необходимую для нормальной работы отрасли, а подъем уровня моря парализует работу портов. В таких условиях без диверсификации экономики сырьевым странам не обойтись.