Бюджетный процесс и коррупция
Чиновнику российскому негде воровать, кроме как из бюджета. Природные ресурсы и промышленность растаскивают достаточно быстро и без рядового чиновника – масштабы не те. А бюджет будет всегда, пока существуют налоги и проекты, государственные и негосударственные организации.
Утверждаю это на основании личного опыта работы: как в государственных, так и в негосударственных организациях (НКО). Так вот: вопли про «открытый бюджет» – это для дурачков.
Открытый бюджет
Бюджетный процесс был максимально открыт в работе НКО – по крайней мере, при финансировании проектов НКО западными или российскими фондами. Заявка на получение гранта всегда состоял из описания проекта и его бюджета. А бюджет содержал еще и пояснительную записку.
В ней подробнейшим образом указывалось, почему, например, вы на запрашиваемые деньги хотите купить два компьютера, а не один. Вы должны были доказать, почему компьютер для решения ваших задач должен стоить не 15000 рублей, а 30000. И так – вплоть до канцелярских расходов (почему 30 ручек и 10 пачек бумаги, а не 500 ручек и 100 пачек). Требования к формату бумаги и ее качеству, цена – учитывалось все.
А еще вы для обоснования запрашиваемых цен должны были провести сравнение предложений по меньшей мере от трех поставщиков и доказать, что, например, лучше купить алкогольные салфетки размером 10х15см, чем 3х5см, хотя они и стоят дороже. Главное – что они должны удовлетворять потребности потребителя наших услуг.
В государственной системе всё не так… Или почти всё.
Государственные закупки
Для того, чтобы предоставить бюджетные средства достойному поставщику государственных услуг, он, поставщик, должен принять участие в торгах и предложить лучшие условия по цене и по качеству. Все процедуры регламентируются 44 и 223 Федеральными Законами.
Допустим, какое-нибудь ООО предлагает свои услуги по очистке улиц от снега. Сельская администрация заключает контракт с победителем аукциона, в котором должны расписываться все условия. Самое простое – срок действия контракта по предоставлению услуг: с какого и по какое число месяца и года эта работа должна проводиться.
Есть разница: с 1 января по 31 декабря 2019 года или с 1 ноября 2019г. по 30 апреля 2020г.? Вот, например, торги, состоявшиеся 29 ноября, выигрывает ООО «Песчаный карьер». Должен победитель чистить улицы от снега в декабре, или нет? Может быть, за это отвечает совсем другая организация, выигравшая торги в 2018 году?
Действующие контракты должны «висеть» на сайте администрации в свободном доступе: как для граждан, так и для депутатов. Если ее на сайте нет – бюджетный процесс можно считать закрытым, а вероятность коррупционных проявлений – высокой.
Бюджетный процесс на селе
Часто бывает, что государственной организации не удается своевременно провести торги и закупки. Для больницы, например, это будет означать ухудшение питания или отсутствие нужных препаратов. Для сельской администрации – нечищеные улицы.
Участников сообщества «Наша Алферьевка» заинтересовал вопрос: почему улицы села не чистят от снега, когда торги состоялись и поставщик услуги определен? По мнению жителей села это – ответственность администрации.
Не менее интересен и второй вопрос…Проект бюджета Алферьевского совета вывешен на сайте, объявлены открытые слушания… Но почему этот бюджет не содержит пояснительную записку, в которой подробно прописано, на какие цели и в каких объемах выделяются бюджетные средства?
Где бы узнать ответ на этот вопрос? Смысла участвовать в открытых слушаниях по бюджету и спорить по поводу увеличения расходов по статьям на энное количество рублей нет никакого. Когда, конечно, нет детальной расшифровки планируемых расходов.
Правительство Пензенской области и интернет вам в помощь
Как раз вовремя Правительство Пензенской области завело свои странички в социальных сетях, чтобы отвечать на вопросы граждан. Мы этим воспользовались и получили ответ.
В нем сказано, что пояснительная записка к бюджету «традиционно содержит краткие данные». Это не слишком вдохновляет и заставляет усомниться в желании пензенских чиновников бороться с коррупцией. Ибо борьба с коррупцией означает не только привлечение чиновников к уголовной ответственности.
Важнее, все же, профилактика коррупции. А это означает создание условий, минимизирующих возможность коррупционных проявлений. Открытый бюджет – это бюджет, в котором четко определены и обоснованы объемы и направления расходования бюджетных средств. Подробно, а не кратко. Краткость – не всегда сестра таланта. Иногда она стимулирует коррупционные проявления.
Выводы:
- Государственные контракты должны быть доступны гражданам и размещаться на сайтах администраций и организаций – в целях гражданского контроля за работой чиновников.
- Следует отходить от «традиций» ловли рыбы в мутной воде. Бюджетные расходы администраций всех уровней должны быть обоснованными и защищенными. Для этого и существуют пояснительные записки к бюджету.
- Местное самоуправление и Комитеты местного самоуправления, депутаты, имеют полное право требовать отчета эффективности и обоснованности расходования бюджетных средств. Иначе зачем нам нужны депутаты?
До тех пор, пока условия не будут соблюдаться, лозунги о необходимости бороться с коррупцией останутся на бумаге. Чиновники сохранят возможность жить в своих дворцах, а не в тюремных камерах, и щедро одаривать не только своих жен, матерей и детей, но и любовниц.