После службы в армии, придя в совхоз работать трактористом, меня сразу распределили на откормочник, так как работавший там механизатор уходил на пенсию. В «наследство» от него мне достался почти новый трактор Т-40 с ведущим передком, телега – кормораздатчик, бункерный одноосный раздатчик муки и прицепная косилка – измельчитель КИР-1,5. За один день простажировав меня , как, где что, пенсионер побежал подписывать обходной.
С непривычки, конечно, было нелегко приноравливаться к ритму работы на откормочнике. Нужно было несколько раз за день разгрузиться силосом, сеном, дробленкой и постоянно , что то ремонтировать на старом кормораздатчике. Но за неделю привык, появилось даже время «забить козла» в комнате отдыха со скотниками, тем более, что получил новый кормораздатчик. Но с наступлением лета, размеренный график работы пришлось поменять. Вместо надоевшего за зиму бычкам силоса и сена, пришлось грузиться свежей травой, которую я сам же и должен заготавливать , загружать в телегу с помощью КИРа.
Поначалу трудно было перецеплять в одиночку, это нужно приехать на поле, отцепить кормораздатчик, зацепить КИР, затем опять подцепить к КИРу кормораздатчик и только потом уже косишь и измельченной массой грузишь телегу. Со временем приноровился так как у меня было уже два кормораздатчика, я , чтобы не тратить время на пересцепку, загружал оба, раздавал корма и успевал к обеду еще наполнить телеги. Измельченный свежий корм бычками поедался хорошо. Привесы росли, а значит и зарплата, поэтому была заинтересованность раздавать больше рубленой травы.
В количестве кормов ни кто не ограничивал. Поля, где я косил многолетние травы, были рядом, пока выкашиваешь одно поле, на другом трава снова поднималась и годилась на корм. Косилка КИР-1,5 очень надежная, почти не требует ухода, за лето несколько раз помазал подшипники, добавил немного масла в редуктор и сменил несколько отколотых пластин – ножей, вот и весь уход, хотя, отработала она уже пять сезонов. Из- за своей надежности и простоты в работе, она выпускается до сих пор, ее приобретают фермеры.
Прицепную косилку – измельчитель КУФ-1,8 мне пришлось осваивать, когда перевели в звено по обслуживанию АВМ ( агрегат витаминной муки). Для бесперебойной работы АВМ требовалось много измельченной зеленой массы, работа была посуточная. В суточной смене было занято пять тракторов, четыре Т-40 для доставки с поля на специальных телегах зеленой массы и МТЗ-80, который косил однолетки КУФом. За сутки приходилось набивать зеленой массой сорок телег, весом до пяти тонн. Работали в таком напряженном темпе, опять же из - за высоких зарплат.
КУФ по конструкции сложнее КИРа, но особых поломок не было. По обслуживанию более трудоемкий, каждую смену приходилось смазывать подшипники, точить и менять ножи барабана, так же косилочное полотно приходилось менять довольно часто. КУФ-1,8 так же доказал свою надежность и мог работать долгое время без поломок. КИРы и КУФы являются универсальными прицепными машинами, с их помощью можно косить и заготавливать траву, а так же кукурузу, подсолнечник.
С развалом совхозов, надобность в КУФах отпала и сейчас редко где их можно увидеть в рабочем состоянии, как и большинство сельхозмашин.