Ах, Василь Васильич… Красавец, умница, потомственный аристократ. Самый известный представитель рода Голицыных, получивший прозвище Великий. Образован, воспитан, галантен, знает несколько иностранных языков.
И сегодня любая бы почла за честь быть его возлюбленной, что уж говорить про Софью Алексеевну. Хоть и царевна, а тоже - женщина.
«Ближе всех к Софье стоял Голицын – она любила его.
Царевне было двадцать пять лет, но ей можно было дать сорок. Она обладала пылким и страстным темпераментом, но не жила еще. Теперь ее ум и сердце проснулись. С безумной смелостью бросилась она в водоворот жизни и отдалась подхватившей ее кипучей волне. Она любила и искала власти.
Она втянула в борьбу человека, без любви которого успех не дал бы ей удовлетворения. Она толкнула его на путь, ведущий к власти, которую хотела разделить с ним» (К. Валишевский).
Дом нашего героя стоял, как и положено по статусу, в самом престижном месте Москвы, в двух шагах от Кремля. После того как большевики раскурочили весь центр столицы, от этого дома камня на камне не осталось. Сейчас на месте голицынских палат стоит Госдума.
В наши дни эталонные образцы стильного и роскошного интерьерного дизайна публикуются в специализированных журналах. Листая их страницы, обычные граждане могут узнать о том, в каких условиях живет элита общества.
А как же узнать, как выглядели дома богатых и знаменитых в каком-нибудь, скажем, 17 веке?
Оказывается, способ есть. Иногда производили описи домов, в которых подробнейшим образом описывались все предметы домашней обстановки. Благодаря одному из таких документов мы можем совершить виртуальную прогулку по дворцу Голицына.
Дом этот был обставлен по европейскому образцу:
- Удобная мебель вместо грубых лавок (от лукавого вся эта любовь к удобствам, от лукавого!)
- Картины вместо привычных икон (фу, нечисть какая, личины человеческие на месте святых образов!)
- Книги, зеркала, непонятные приборы - механизмы всякие, вроде часов или астролябии.
Потолки обтянуты золоченой кожей, стены одной из комнат расписаны библейскими сценами, потолок другой – звездами и светилами. А в кабинете хозяина висел «чертеж Европин на холстине».
Дело в том, что Василий Васильевич был убежденным западником, чувствовал себя среди иностранцев как рыба в воде. Не зря Софья назначила его главой Посольского приказа (читай – министром иностранных дел). А родовое гнездо стало своеобразным «Домом приемов МИД».
«Я думал, что нахожусь при дворе какого-нибудь итальянского государя. Разговор шел на латинском языке обо всем, что происходило важного тогда в Европе.» (иностранный дипломат)
На втором этаже, в личных покоях князя, гости попадали в своеобразный «атриум» (это в 17-то веке!) – помещение под слюдяным потолком с тремя ярусами окон.
Стены этой похожей на шатер палаты были обтянуты красным сукном и немецкими золочеными кожами. Здесь давались представления домашнего театра (новшество для тех времен), для которых были привезены орган и клавикорды.
А какая была спальня! Она была сделана как звуконепроницаемая шкатулка, для чего стены были обиты аглицким сукном.
По легенде именно сюда приходила по тайному подземному ходу из Кремля к своему возлюбленному Софья.
Не знаю, для каких целей стоял в спальне в особом сосуде «сахар травы лавандовой», но думаю, явно не для того, чтобы способствовать обсуждению государственных дел.
Была в спальне и подзорная труба – гаджет тех времен, которым можно было впечатлить не только девицу.
Но колесо Фортуны неумолимо продолжает свой ход. В 1989 году возмужавший Петр расправился со своей сестрицей и ее фаворитом. Голицын был лишен боярского звания, всех привилегий и имущества, многих вотчин и поместий и сослан на Север.
Дворец был отобран в царскую казну. Для того, чтобы по русской традиции имущество не разворовали, новый царь распорядился провести ту самую опись, которую мы сегодня «визуализировали».
При подготовке поста использована книга: А. Васькин «Охотный ряд и Моховая. Прогулки под стенами Кремля».
Было интересно? Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!
Читайте также:
- «Как любила меня она! Я благодарил Христа за счастие, посланное мне»: история любви великого актера и простой купчихи
- «В подвалах и погребах – грязь, зловоние, теснота!»: антисанитария в Москве 19 века