Некоторые ученые считают, что между девятью и пятнадцатью тысячами лет назад существовал сухопутный мост между Азией и Северной Америкой, который мы сейчас называем Беринговым проливом.
Первые жители Северной и Южной Америки мигрировали через этот мост в поисках пищи. Когда ледники растаяли, вода затопила Берингию, и образовался Берингов пролив. Позже поселенцы переправились на лодке через узкий пролив. (Тот факт, что азиаты и американские индейцы имеют общие генетические маркеры на Y хромосоме, придает достоверность этой теории миграции).
Продолжая двигаться на юг, поселенцы в конечном счете населяли как Северную, так и Южную Америку, создавая уникальные культуры, начиная от очень сложной и городской цивилизации ацтеков на территории современного Мехико и заканчивая лесными племенами Восточной Северной Америки. Недавние исследования вдоль западного побережья Южной Америки показывают, что мигранты, возможно, путешествовали по этому побережью как по воде, так и по суше.
Исследователи считают, что около десяти тысяч лет назад люди также начали одомашнивать растения и животных, добавляя сельское хозяйство в качестве средства существования к методам охоты и собирательства. Благодаря этой сельскохозяйственной революции и более обильному и надежному снабжению продовольствием, которое она принесла, население выросло, и люди смогли вести более оседлый образ жизни, строя постоянные поселения. Нигде в Америке это не было так очевидно, как в Центральной Америке.
Первые американцы: Ольмеки.
Центральная Америка - это географический регион, простирающийся от севера Панамы до пустыни центральной Мексики. Хотя этот регион отличается большим топографическим, языковым и культурным разнообразием, в нем проживает ряд цивилизаций со схожими характеристиками.
Мезоамериканцы были многобожниками, их боги обладали как мужскими, так и женскими чертами характера и требовали кровопролития от врагов в бою или ритуальном кровопролитии. Кукуруза, или кукуруза, одомашненная к 5000 году до н.э., стала основой их рациона питания. Они разработали математическую систему, построили огромные здания и календарь, который точно предсказывал затмения и солнцестояния, а священники-астрономы руководили посадкой и сбором урожая сельскохозяйственных культур.
Самое важное для нашего знания этих народов, они создали единственный известный письменный язык в Западном полушарии; исследователи добились значительного прогресса в интерпретации надписей на их храмах и пирамидах. Хотя эта территория не имеет общей политической структуры, торговля на большие расстояния способствует распространению культуры. Основу торговли составляли оружие из обсидиана, ювелирные изделия из нефрита, перья, вплетенные в одежду и украшения, и какао-бобы, вплетенные в шоколадный напиток. Матерью мезоамериканской культуры была ольмецкая цивилизация.
Расположенный вдоль горячего побережья Мексиканского залива с 1200 до 400 года до н.э., Ольмеки создали ряд крупных произведений искусства, архитектуры, гончарного дела и скульптуры. Наиболее узнаваемы их гигантские скульптуры и пирамида в Ла-Вента.
В Ольмеке построены водопроводы для транспортировки воды в города и орошения полей. Они выращивали кукурузу, сквош, бобы и помидоры. Они также разводили маленьких домашних собак, которые, наряду с рыбой, обеспечивали себя белком.
Хотя никто не знает, что случилось с Ольмеками после 400 года до н.э., отчасти потому, что джунгли восстановили многие из их городов, их культура была основой, на которой построили майя и ацтеки. Именно ольмеки поклонялись богу дождя, кукурузному богу и пернатому змею, столь важному в будущих пантеонах ацтеков (которые называли его Кетцалькоатль) и майя (к которому он был Кукулканом). Ольмеки также разработал систему торговли по всей Центральной Америке, что привело к появлению элитного класса.
Майя
После упадка Ольмека, город вырос в плодородной центральной горной местности Центральной Америки. Один из крупнейших населенных пунктов в доколумбовой Америке, в котором проживает более 100 000 человек на высоте около 500 лет н.э., Теотиуакан находился примерно в тридцати милях к северо-востоку от современного Мехико.
Обсуждается этническая принадлежность жителей этого поселения; некоторые ученые считают, что это был многонациональный город. Крупномасштабное сельское хозяйство и, как следствие, изобилие продовольствия дают людям время для развития специальных профессий и навыков, отличных от сельского хозяйства.
Строители построили более двадцати двухсот жилых комплексов для нескольких семей, а также более ста храмов. К ним относятся пирамида Солнца (высота двести футов) и пирамида Луны (высота 150 футов). Рядом с храмом Пернатого змея были обнаружены могилы, которые указывают на то, что люди были принесены в жертву для религиозных целей. Город также был центром торговли, который распространялся на поселения на побережье Мексиканского залива.
Майя были мезоамериканской культурой, имевшей тесные связи с Теотиуаканом. Архитектурно-математический вклад майя был значительным. Питаясь примерно с 2000 г. до н.э. до 900 г. н.э. на территории нынешней Мексики, Белиза, Гондураса и Гватемалы, майя усовершенствовали календарь и письменность, которые начал использовать Ольмек.
Они разработали письменную математическую систему для регистрации урожая сельскохозяйственных культур и численности населения, а также для содействия торговле. Окруженные фермами, опирающимися на примитивное сельское хозяйство, они построили вдоль своих основных торговых путей города-государства Копан, Тикаль и Чичен-Ица, а также храмы, статуи богов, пирамиды и астрономические обсерватории (рис. 1.5). Однако из-за плохой почвы и засухи, продолжавшейся почти два столетия, их цивилизация сократилась примерно на 900 лет н.э. и они покинули свои крупные населенные пункты.
Aцтеки
Когда испанец Эрнан Кортес прибыл на побережье Мексики в XVI веке на место нынешнего Веракруса, он вскоре услышал о великом городе, управляемом императором по имени Монтесума. Этот город был чрезвычайно богатым, наполненным золотом и принимал дань уважения от окружающих племен. Богатства и сложность, которые Кортес нашел, когда он прибыл в этот город, известный как Теночтитлан, были намного выше всего, что он или его люди когда-либо видели.
Согласно легенде, воинственный народ по имени ацтеки покинул город под названием Ацтлан и отправился на юг на место современного города Мехико. В 1325 году они начали строительство Теночитлана на острове в озере Текскоко.
К 1519 году, когда прибыл Кортес, это поселение насчитывало более 200 000 жителей и, несомненно, было крупнейшим городом в Западном полушарии в то время и, возможно, самым большим из европейских городов.
Один из солдат Кортеса, Бернал Диас дель Кастильо, впервые увидев его, записал свои впечатления:
"Когда мы увидели так много городов и деревень, построенных в воде и других больших городах на суше, мы были поражены и сказали, что это было как в сказке ... из-за больших башен и сигналов и зданий, поднимающихся из воды, и все построено из камня. И некоторые из наших солдат даже спросили, не сон ли то, что мы видели, ...? Я не знаю, как это описать, видя вещи, о которых мы никогда не слышали и не видели раньше, о которых даже не мечтали".
В отличие от грязных, фетильных городов Европы того времени, Тенохитлан был хорошо спланирован, чист и упорядочен. В городе были кварталы для особых занятий, система сбора мусора, рынки, два акведука для подачи пресной воды, а также общественные здания и храмы. В отличие от испанцев, ацтеки купаются ежедневно, а богатые дома могут даже содержать паровую баню.
Трудовые ресурсы рабов из покоренных соседних племен построили этот сказочный город и три дороги, которые связывали его с материком. Для ведения сельского хозяйства ацтеки строили баржи из тростника и заполняли их плодородной почвой. Озерная вода постоянно орошала эти кинампы, или "плавучие сады", которые до сих пор используются и которые можно увидеть сегодня в Ксочимилько, районе Мехико.
Продолжение следует...