За шумихой многочисленных бизнес-форумов, где калужские предприниматели получали заряд бодрости на следующий год, отчет об успехах городского управления экономики остался почти незамеченным.
Пресс-конференция, созванная начальником управления экономики и имущественных отношений города Калуги Виталием Еремеевым, стала некоторой неожиданностью для журналистов. Обычно начальники управлений так не делают, оставляя подведение итогов Городскому голове. Так что инициативу, проявленную Виталием Александровичем можно только поприветствовать, при условии, что остальные начальники отделов будут столь же откровенны.
Составляя повестку встречи, пресс-служба горуправы постаралась завлечь журналистов игривыми формулировками вроде «закулисье конкурса на разработку одежды» или «подводя итоги: что не удалось». Однако на практике никакой интриги или чего-то непредсказуемого в выступлении Виталия Еремеева не было. Не удалось там вообще все, или ничего. Как посмотреть.
Содержание предложенной повестки выглядело следующим образом.
1. Модный приговор или закулисье конкурса на разработку коллекции одежды в рамках подготовки к празднованию 650-летия города Калуги.
2. Подготовка к 650-летию. Эксклюзив.
3. Умные остановки: возможности и перспективы.
4. Нестационарная торговля: скупой платит дважды.
5. Подводя итоги: что не удалось.
6. В преддверии новогодних праздников:
А) о ежегодном конкурсе по украшению торговых объектов к Новому году и Рождеству Христову
Б) об организации праздничной новогодней торговли (ёлочные базары и традиционный Рождественский базар на Театральной (пеш.часть)
Модный приговор
Конкурс прошел. Еремееву рассказали о том, что Куснирович лично (да-да своими собственными газами, сам Михаил Куснирович) посмотрел на эскизы! Уже отобраны десять талантливых кандидатов и к нужной дате «проект будет реализован в полном объеме». Задача всей этой затеи - продвижение имиджа Калуги в соседних регионах, где по замыслу организаторов будут продавать (и покупать) одежду с символикой юбилея не своего города.
Логотип в пользование
Предприниматели смогут использовать логотип 650-летия Калуги на своих товарах. Но конкретных правил или условий использования логотипа нет – каждый случай будет рассматриваться индивидуально. Где-то будут отдавать бесплатно, где-то будут просить по 2 рубля за единицу продукции.
«Умные» остановки
Следующая «умная остановка» появится напротив торгового центра Галерея, а в течение следующего года будут обновлены остальные остановки по улице Кирова. Функционал остановок меняться не будет, потому что предложений много, но «пока непонятно, как это реализовать».
В рамках проекта «Безопасный город» на остановках появятся камеры видеонаблюдения, но сам проект еще не разработан и когда это произойдет - непонятно.
Перевозчики не заносят данные о движении своих машин в систему, поэтому табло на умных остановках показывают тоже самое, что и приложение Яндекс.Транспорт. Насколько популярна зарядка телефонов на остановках в управлении экономики не знают, статистику не собирают потому что «не сильно нужно и очень сложно». Но лично Виталлий Еремеев постоянно видит людей, которые постоянно пользуются.
«Мы должны дать им возможность торговать»
Виталий Еремеев признал, что решить проблему незаконной торговли на городских улицах ему не удалось. При этом отметил, что победить ее можно только там, где есть активные городские депутаты и ТОС. Активными они оказались только в микрорайоне Силикатный, где для пенсионеров, торгующих плодами с огорода, отвели отдельное место. В остальных районах города победить несанкционированную торговлю «очень трудно» и управление экономики не знает как.
«Пряника» в виде специально отведенных мест создать не удается, «кнут» в виде санкций не работает, а ловить торговцев некому, потому что этим занимается только три человека. При этом, глава управления считает, что для некоторых из нелегальных торговцев эта торговля очень важна, и «мы должны дать им возможность торговать».
На все предложения журналистов Виталий Александрович отвечал, что это, к сожалению, это невозможно.
- Увеличить штат?
- Бюджет не резиновый.
- А если они будут получать процент от штрафа?
- Мы не бизнес, мы так не можем.
- Позвать боксеров?
- Не надо провокаций.
- А если переговоры? У нас есть бизнесмены, которые владеют рынками, как на Герцена. Может они к себе пустят?
- У нас нет рынков. На Герцена нет рынка. Это незаконная торговля, мы с ней боремся постоянно. Плохо получается, но боремся.
Соглашений нет
На отсутствовавший в повестке, но очень насущный вопрос о том, как выполняется городской план по привлечению инвестиций, Виталлий Еремеев ответил дословно следующее:
- Вы думаете, есть какой-то четкий план привлечения инвестиций?
- Да. Я думаю что есть.
- Здесь надо точно разделить, потому что инвестиции инвестициям рознь. С точки зрения работы по привлечению инвестиций, есть муниципальное образование, которое работает соответствующее, есть регион, который управляет индустриальным парком, расположенным на территории города, мы к этой работе подключаемся. Город не отделяет себя от региона, поэтому мы создаем все условия для привлечения инвестиций максимально. Объем инвестиций, который город получит в 2019 году порядка 33 миллиардов. В основной капитал.
- А кто зайдет из интересных?
- Я сейчас не скажу. Пока соглашения не подписаны я не имею права говорить. Самое крупное последнее открытие - это «Мануфактуры Bosco».
- 33 миллиарда рублей за 2019 год?
- Это прогноз.
- То есть до конца года вы подпишите соглашения на 33 миллиарда рублей?
- Понимаете… Немножко не так. Если мы говорим про соглашения, то мы говорим про конкретные предприятия, конкретные площадки и конкретные условия. Если мы говорим про инвестиции в целом, то мы создаем условия для привлечения инвестиций. По соглашениям, по конкретным я сейчас точно не скажу, потому что они не подписаны. Последний реализованный крупный проект — это «Мануфактуры Bosco».
- А план на следующий год?
- Объем инвестиций, я надеюсь, нам удастся сохранить на том же самом уровне.
Год назад, предшественник Еремеева на посту начальника управления экономики Калуги, Александр Архангельский в интервью ДопОфису очень страстно рассказывал про создание в городе реестра площадок, куда могли прийти инвесторы. Про «воронку» и индивидуальный подход к каждому, и самое интересное: про конкретный план по объему привлеченных управлением инвестиций, рассчитанный на три года вперед. Этот план был утвержден. Но как оказалось, забыт. Ни одного соглашения за год и надежда на то, что в следующем году этот показатель останется на прежнем уровне.
При этом к своим неудачам начальник управления экономии отнес поражение в борьбе с уличной торговлей и то, что ему не удалось совместно с детьми из «Кванториума» сделать в Калуге «полку добра». Пытались разместить в нескольких сетевых магазинах – не получилось. Повесили на городском рынке – оказалась не востребованной. В следующем году Виталий Александрович попытается перезапустить этот проект.
«А что же все-таки получилось?» на это вопрос глава управления экономики ответил, что у него получились: «дизайн код», разработанный главный архитектором, «умные остановки», поставленные частным инвестором и конкурс костюмов, который, по сути, является PR-акцией компании Bosco.
Если открыть положение об управлении экономики и имущественных отношений, утвержденное городской думой города Калуги 24 мая 2011 года, там можно узнать что целями работы управления является социально-экономическое развитие города, стимулирование деловой активности субъектов предпринимательской деятельности, создание условий для развития промышленности и агропромышленного комплекса и т.д. Ни про конкурсы модельеров, ни про «полки добра» там речи нет.