Писатель Викентий Вересаев в 1926 году написал книгу «Об обрядах старых и новых». В ней он рассуждал об уходе из повседневной жизни молодой Советской России церковных обрядов (погребения, крестин, венчания) и их замене советскими — ещё не устоявшимися и, по выражению Вересаева, «пустыми».
Однако обряды нужны. Вересаев рассуждал, что они — как художественно-закреплённое русло для проявления теснящихся в душе чувств. Обряд организует, направляет, а также углубляет и очищает чувства человека.
Вересаев предложил свой сценарий «новых» похорон.
Нужно нечто разнообразное, сложное и величественное. ... Нужны торжественные, величавые гимны. Но гимны новые — не прежние, говорившие о тлене и печали.
В гимнах должна идти речь о серьёзности жизни и смерти, они гармонизируют хаос и отчаяние в душе скорбящего и приводят к катарсису и очистительным рыданиям.
На похоронах должны быть девушки в белых одеждах и с зелёными ветками в руках, как символ жизни на фоне смерти. Однако если на похоронах будут цветы, то нельзя, чтобы у них был запах. Смерть ассоциируется с запахами благовоний, ладана, а не с запахом цветов, пишет Вересаев.
Всё похоронное действие должно подчиняться строгой драматургии наподобие древнегреческой: хоры, корифеи. Современники задавали Вересаеву резонные вопросы, кто организует такие похороны и где в частности искать девушек в белых одеждах. Вересаев отвечает в книге, что всё действо организуют гости похорон — друзья и родственники усопшего.
Вересаев приводит пример, по которому могут строиться новые похороны — сцену похорон Миньоны из романа Иоганна Вольфганга Гёте «Годы учений Вильгельма Мейстера».
Дорогие друзья, напоминаем вам, что провести своё исследование в первоисточниках можно, имея читательский билет Российской государственной библиотеки. Для всех читателей нашей библиотеки открыт доступ к электронным книгам и архивам журналов ведущих мировых издательств.