Найти в Дзене
ОНИ

«Чёрный жук» — первый в мире реактивный вагон

Во второй половине XX века авиаперевозки начали стремительно вытеснять железнодорожные. Одним из ключевых преимуществ воздушного транспорта была высокая скорость, на что и решили сделать ставку инженеры. Разработка первого в мире реактивного вагона M-497 «Чёрный жук» стартовала в США в 1965 году.

В качестве базы для инновационного вагона выбрали тепловоз «RDC-3» длиной около 26 м. Он был выполнен из нержавейки и состоял из двух тележек массой 50 тонн. Часть оборудования (включая ДВС) была демонтирована, в результате чего вес конструкции уменьшился на 30 тонн. Над кабиной машиниста располагались два турбореактивных агрегата «J47-19» компании «Дженерал Электрик». Они имели общую тягу около 5 тонн и проектировались для межконтинентального бомбардировщика «B-36».

Первый «Чёрный жук» был построен в 1966 году. На испытаниях аппарат смог достичь скорости 296 км/ч, что стало рекордом США, который не обновлён до сих пор. Было подсчитано, что при запуске в серийное производство реактивные вагоны будут стоить значительно дороже классических тепловозов. Кроме этого, для их полноценной эксплуатации требовалось провести дорогостоящее обновление железнодорожных путей.

-2

По этим причинам проект продолжения не получил. Турбины были заменены на дизельный двигатель, и эксплуатация тепловоза продолжилась до 1984 года. Переоборудование тепловоза в реактивный вагон стоило 30 тысяч долларов. В СССР с 1970 года также создавался вагон на реактивной тяге, но спустя пять лет работы над ним были прекращены. На испытаниях с двигателями «АИ-25», используемыми на «ЯК-40», он развил скорость 250 км/ч.

Советский скоростной вагон-лаборатория
Советский скоростной вагон-лаборатория