В любой сфере культуры и искусства существует свой "золотой век", который дал толчок для возникновения многих направлений, жанров и форм. В мировой киноиндустрии таким считается золотой век Голливуда (30-60-е), который был невероятно плодотворным и богатым на таланты, имена и кинокартины. Неужели тогда кино было лучше, а трава зеленее?..
С чего всё началось?
Эпоха золотого Голливуда началась с выходом первого звукового фильма"Джазовый певец" (1927). Немое кино постепенно кануло в Лету, сменяясь звуковыми картинами. Это стало началом кардинальных перемен в киноиндустрии: популярный жанр водевиля отошел на задний план, многие актеры немого кино лишились работы, рынок захватили восемь масштабных киностудий, а независимые маленькие студии обанкротились. Студийная система продержалась до 50-х годов, а окончательно была ликвидирована после отмены кодекса Хейса (строгая цензура в кино).
Пир во время чумы
Расцвет золотого века Голливуда выпал на начало 30-х годов во времена Великой депрессии. Людей нужно было отвлечь от экономического кризиса, и киноделы в этом здорово преуспели. Зрителям не хватало сказки - Голливуд дал им ее. На экране люди улыбались, танцевали, меняли роскошные наряды и не ведали забот. В это время кино стало приносить стабильный доход: люди получали свою порцию впечатлений, а монополисты - денег.
Жили долго и счастливо
Встречали ли вы комментарии людей, которые интересуются, заканчивается ли хэппи-эндом тот или иной фильм? Можете себе представить, что век назад кто-то точно так же интересовался: "А финал трагичный? Нет? Ну я такое смотреть не буду". Да, хэппи-энд тоже изобретение кинематографистов. Широкое распространение он получил именно в золотую эпоху Голливуда. Его основателем считается режиссер Дэвид Гриффит, который часто в своих фильмах использовал счастливый финал. До введения термина этот прием называли "счастливое гриффитовское спасение в последний момент". По-моему, замечательное нововведение, вот только порой создатели забывают, что хэппи-энд должен быть уместным и обоснованным.
Создай свою звезду
Актеры, режиссеры, операторы и др. работники заключали долгосрочные контракты с одной из восьми киностудий. Звезд раскручивали с нуля, создавали имидж и биографию. Актеры были связаны контрактом, который запрещал неподобающее поведение (развод, измена, употребление запрещенных препаратов и т.п). По сути, знаменитость ничего не решала: все условия диктовали студии. Они выбирали фильмы, создавали имидж, контролировали прессу. Низкие зарплаты и неудобные рабочие графики привели к появлению в 30-х годах профсоюзов актеров.
Кинофабрика
Все восемь крупных студий выработали свой шаблон, по которому делали остальные картины. Все стало еще хуже после принятия кодекса Хеймса. Любой фильм мог не выйти на экраны, если нарушил хотя бы одно, прописанное цензурой, правило. Доходило до абсурда: "Тарзан" признан неподобающим из-за заинтересованности дикаря в приличной белокожей женщине. Только в конце 60-х, с началом эпохи Нового Голливуда, когда цензура была отменена, кинематографисты получили свободу самовыражения.
Заветная золотая статуэтка
Первая церемония вручения премии Оскар была проведена в 1929 году. Сама идея создания такой награды за заслуги принадлежала Луису Б. Мейеру (глава Metro-Goldwyn-Mayer). Премия должна была присуждаться кинодеятелям за вклад в развитие киноиндустрии и со временем стать самой престижной наградой в этой отрасли. Оскаром награду назвали только на шестой церемонии, до этого статуэтка была безымянной. То ли кто-то посчитал ее похожей на дядюшку Оскара, то ли на мужа, то ли просто пожалел и дал этому "парню" имя. Награда вручается и по сей день, выполняя свою миссию.
Кино как массовый продукт
Что подарила миру, помимо фанфар, красных дорожек, глянцевых улыбок золотая пора фабрики грез? Она вывела кино на новый уровень. Когда-то сходить в кино считалось чем-то престижным, вроде выхода в свет, и простые смертные не могли себе такого позволить. Благодаря "реформам" Голливуда в 30-50-х годах кино получило статус массового продукта. В этом есть свои преимущества: доступность, разнообразие жанров, отсутствие излишней помпезности. Но и недостатков хватает: во главе угла стоит прибыль, поэтому пропадает самобытность, полная отдача, появляются шаблонные (беспроигрышные для кассы) фильмы.
Золотая эпоха Голливуда называется золотой по ряду причин. Первая - из-за стремительного развития кино как искусства, появления новых жанров, воплощения интересных идей и ходов на экране. Вторая - это коммерчески успешная эпоха, с блестящим слоем позолоты для привлечения зрителей. Третья - в этот период появляются на экране многие талантливые актеры, так как звездный конвейер работал бесперебойно.
"Не все то золото, что блестит" - гласит народная мудрость. Тем не менее нельзя отрицать влияние золотой эры Голливуда на дальнейшее развитие мировой киноиндустрии.