Немецкий экспрессионизм был художественным движением, которое зародилось в 1910 году в архитектуре, театре и искусстве. Искусство экспрессионизма, как правило, представляло мир с субъективной точки зрения и таким образом пыталось показать искаженное представление о нем. Эмоциональное значение объекта - это то, что имело значение для художника, а не физическая реальность. Экспрессионизм, проявляется во всех сферах искусства , но самое большое влияние на все направление развития жанра ужаса оно получило в киноискусстве.
Экспрессионизм в кино?
Экспрессионистские фильмы используют атмосферное освещение, асимметричные углы камеры для того чтобы выделить множество объектов и персонажей с использованием высокой контрастности между темнотой и светом. Сюжеты, которые фигурировали в немецком экспрессионизме, обычно были связаны с безумием, индивидуальностью и патологией. Когда все эти аспекты были сведены воедино, в результате получался темный фильм с множеством подтекстов.
Первая мировая и ее влияние на становление жанра.
Злодеяния Первой мировой войны начали проявляться в немецком кино через жанр ужасов. В немецком кино на протяжении всей войны и после в среди прочих доминировали фильмы ужасов, такие как «Голем» и «Голем и танцовщица».В то время как началась война и ее ужасы было тяжело адаптировать к психике многих, на сцену вышли другие более мрачные и экзестенциальные фильмы ужасов, выдержанный экспрессионизм.
Первая мировая война оставила Европу в руинах, многие империи рухнули, оставив ее подданных задуматься о том, что их ждет в будущем. Поражение для Германии было разрушительным, поскольку страна осталась в нищете, что вызвало большие народные волнения. Народ Германии начал испытывать негодование по отношению к своим лидерам за то, что они навлекли на них неоправданные страдания. Ужас и неуверенность в завтрашнем дне обрушились на немецкую публику .
Страх начал проявляться в художественном экспрессионизме . После войны экспрессионизм нашел свое воплощение в кино, которая дала художникам возможность работать с движущимся полотном,с экраном.
Киноэкспрессионизм.
В немецком кинематографе 1920-х годов доминировал экспрессионизм как в сценарии так и в оформлении декораций.Это привело к тому, что немецкий кинематограф стал одним из самых захватывающих в Европе и мире, в то время как Голливуд все еще не отошел от привычных жанров кино.
Инновации в спецэффектах, декорациях и освещении - это лишь некоторые из тех методов, которые экспрессионизм привнес в кино в 1920-х годах. Из-за высоких концепций экспрессионизма в искусстве многие режиссеры, операторы и осветители были вынуждены искать новые методы, чтобы донести правильное видение концепции нового жанра зрителю.
Экспрессионизм достиг своего расцвета к середине 1920-х годов в Германии, где почти каждая вторая киностудия снимала фильмы которые содержали в себе элементы экспрессионизма.
Кабинет доктора Калигари (1920)
Кабинет доктора Калигари, выпущенный в 1920 году, является самым типичным примером немецкого экспрессионистского кино того времени. Самым поразительным аспектом шедевра режиссера Роберта Вина является стиль и тон фильма, который оставил немецкую публику в ужасе и восторге. Сегодня как современные критики, так и зрители все еще загипнотизированы сценами из доктора Калигари . Сюжет повторяет мрачную и извилистую историю о загадочном докторе Калигари ( Вернер Краусс ), который использует человека с расстройством сна (сомнамбулу)( Конрада Вейдта ), чтобы совершать убийства в городах, которые он посещает.
Мир, в котором Вине преподносит нам д-р Калигари, - это мир тьмы и неопределенности. Чтобы достичь этой темноты, художник Герман Уорм решил использовать в качестве декораций нарисованные фоны , что впоследствии и помогло фильму обрести атмосферу наваждения и сна.Улицы города уходят вдаль, практически в никуда. Здания и окружающий ландшафт искривлены, и резко обрезаны под острыми углами.
Режиссер Вине решил нарисовать на съемочной площадке тени вместо того, чтобы создавать свет. Многие сцены содержат неестественные тени, которые растягиваются по всей поверхности и охватывают персонажей. Использование искусственной тени и неровных зданий создает впечатление, что город может обрушиться в любой момент.
По ходу фильма ужасный пейзаж города Хостенвилла можно рассматривать в качестве отражения психического состояния персонажей. Из-за того, что фильм молчит, экспрессионистское искусство - идеальный способ проецировать темы психозов и перверсий.
Многие кинематографисты отмечают, что Кабинет доктора Калигари можно рассматривать как отражение послевоенного беспокойства жителей Германии, которое проявляется не только в сюжете, но и в дизайне и тоне фильма. В двух словах, доктор Калигари - прекрасный пример киноэкспрессионизма.
Носферату (1922)
Выпущенная в 1922 году картина Ф.В. Мурнау « Носферату: Симфония ужаса»является еще одним ярким примером экспрессионизма в работе в кино. Фильм Мурнау представляет собой пересказ классического романа ужасов Брэма Стокера « Дракула» . Известно, что имена персонажей были изменены, поскольку продюсерской компании не удалось получить права на экранизацию.
Наследники имущества Стокера подали в суд на производственную компанию, и судья постановил уничтожить все копии адаптации Мурнау . Копия сохранилась, благодаря чему фильм стал одним из самых известных произведений кино.Жуткая история о путешествии графа Орлока ( Макса Шрека ) в поисках Эллен Хаттер ( Греты Шредер ) женщины, которой он стал одержим, стала одной из самых узнаваемых лент в истории кино.
Подход Мурнау к экспрессионистскому стилю в Носферату , безусловно, более тонкий, чем у доктора Калигари . В то время как сюжет основан на фантазии, пейзаж и обстановка фильма была снята в натуралистичных декорациях.
Окружающий лес замка графа Орлока жуткий и тревожный, кажется, что в нем не обитает животных. Когда Томас Хаттер прибывает в замок Орлока, происходит экспозиция идеи фильма , тема одиночества и старости. Одиноко стоящий сгорбленный замок. Внутри замка видны тени, которые закрывают большую часть двора. Хаттер идет по извилистой арке, которая также погружена в тень, и встречает таинственного графа Орлока, который ждет его на другой стороне.
Самая культовая сцена в Носферату - это прекрасный пример использования тени в фильмах экспрессионизма.Сцена, изображающая тень графа Орлока, ползущего вверх по лестнице, является ярким примером использования концепции светотени. Это также дополняет чувство надвигающейся гибели, которая течет по всему фильму. Эта сцена имитировалась и пародировалась вплоть до сегодняшнего дня, но оригинал все еще способен испугать.
В то время как в этой статье рассматриваются два очень важных фильма ,ярких представителей немецкого экспрессионизма,но стоит также заметить что в тоже время в Германии было достаточное количество фильмов такого направления. Например Фриц Ланг выпустил свой оригинальный экспрессионистский научно-фантастический эпос « Метрополис» в 1927 году. Фильм был признан не только одним из величайших научно-фантастических фильмов всех времен, но и одним из лучших фильмов Германии.
Ф. В. Мурнау снял еще одну классическую историю ,Фауста , который является пересказом классической немецкой народной легенды. «Пражский студент» режиссера Хенрика Галина также считается еще одним из ярчайших фильмов эпохи экспрессионизма немецкого кино.
Наследие
Жанр ужасов , который мы знаем сегодня в целом обязан немецким экспрессионистским фильмам 1920-х годов.В то время как многие из его мотивов можно увидеть в современных фильмах ужасов, таких как тени и жуткие декорации, универсальные фильмы ужасов 1930-х годов, возможно, являются лучшими фильмами, демонстрирующими влияние экспрессионизма. Дракула Тодда Браунинга содержит все отличительные черты экспрессионистов. Классический подход Джеймса Уэйла к роману Мэри Шелли « Франкенштейн» является еще одним ярким примером этого экспрессионистского тона, который был показан в американских фильмах ужасов 1930-х годов.
Жанр фильма нуар зародился в американском кино в начале 1940-х годов, два его главных влияния - это экспрессионизм и криминальная фантастика. Многие из авторов остросюжетной художественной литературы продолжат писать сценарии для многих из самых важных фильмов в каноне жанра. режиссер Билли Уайлдером написал сценарий к фильму «Двойная страховка».
Как и немецкий экспрессионизм, фильмы нуар известны своими яркими образами и атмосферой. В фильмах нуар использование теней добавляет пессимистического взгляда на мир, который он изображает, точно так же, как экспрессионизм. Сложные персонажи, критически повороты и опасные женщины - все это мотивы жанра нуар.
«Убийцы» Роберта Сиодмака - прекрасный пример нуара , поскольку фильм разворачивается в воспоминаниях, рассказанных персонажем. Фильм также снят в прекрасном экспрессионистском стиле, который добавляет тайну в основание фильма.
Вывод
Значение немецкого экспрессионизма в кино огромно. Один из самых знаменитых фильмов всех времен содержит множество экспрессионистских мотивов. «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса - это ода экспрессионистскому кинематографу.
Даже сегодня тень немецкого экспрессионизма все еще падает на множество современны фильмов. Фильмы Тима Бертона находятся под сильным влиянием немецкого экспрессионизма. Популярные фильмы комиксов прошлого десятилетия также демонстрируют признаки экспрессионизма, главным примером является фильм Город грехов. Так что можно сказать ,что немецкий экспрессионизм еще жив в работах современных режиссеров , вдохновляя их еще на большее совершенствование формы и подачи фильма.