Нет сейчас более радостного и трепетного элемента ожидания Рождества и Нового года, чем украшение ёлки. Живая ароматная или пластиковая экологичная, игрушки-семейные реликвии или одноразовые шарики, подаренные в корпоративных коробках-поздравлениях с работы. А еще непременно гирлянда. Ну и на вершине - звезда! ...или бант?
Так откуда же пошла традиция наряжать ёлку перед новым годом? И почему именно ёлку? Обо все по-порядку.
В Новом завете нет никаких указаний на дерево в контексте празднования Рождества. Есть упоминание о листьях фиговой пальмы, которыми приветствовали горожане Христа во время входа в Иерусалим. Сейчас мы эти ветви можем видеть накануне Пасхи, в Вербное воскресенье. В северных регионах, где пальмы не растут, пальмовые ветви заменены на вербные.
В Германии существует популярная легенда, которая связывает возникновение рождественской ели с именем Святого Бонифация. Для того, чтобы доказать местным язычникам бессилие их богов святой срубил их священное дерево - дуб Одина.
Когда он ударил топором по стволу дуба, поднялся сильнейший ветер – и вдруг один из порывов его повалил дуб на землю. Упав, дуб раскололся на четыре части, которые сложились в крест. Увидев, что бог грома не разгневался, когда топор вонзился в его дерево, язычники поняли, что верх одержало христианство. Вместо проклятий, гессенцы стали прославлять Бога Истины. Христос победил. Это было поистине значительнейшее событие, ведь этим язычество на той земле уничтожалось раз и навсегда. Сопротивление было сломлено, и те, кто собирался хулить Галилеянина, возвратились домой со словами хвалы истинному Богу на устах.
Из древесины этого дуба святой Бонифаций построил часовню и освятил ее во имя апостола Петра.
Ну а легенда продолжается: германцы спросили Бонифация как же им праздновать Рождество? Какому деверу выражать уважение? На что Бонифаций отвел их на место, где был некогда дуб Одина, отыскал небольшую елочку и указал на нее. Ведь ель вечнозеленая, она символизирует бессмертие, а ее острая макушка указывает на небеса, место обитания Бога.
Рождественская ель называлась у немцев «рождественским деревом», «Христовым деревом» - Christbaum, «деревом Клауса» - Klausbaum. В некоторых регионах это дерево называли Paradies «рай», Paradiesgarten «райский сад», Christbaumgartle. Обычай украшать ёлку плодами и цветами связывается с поверьями о цветении и плодоношении деревьев в Рождественскую ночь. Ведь среди германских народов якобы существовал древний обычай идти на Новый год в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами и цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажжённые свечки, на него вешали яблоки и сладости. После крещения германских народов все эти обычаи и обряды начали постепенно приобретать христианский смысл, и ёлочки, устанавливаемые в домах, стали частью атмосферы сочельника
Есть еще история про немецкого протестанта Мартина Лютера, который якобы впервые в 1512 году принес ель в дом. Ель подвесили под потолком, украсили ленточками, яблоками и сладостями на радость детям, которые срывали угощения весь праздничный ужин, а наутро елку выбросили (а не в марте, как некоторые!). На следующий год елку уже установили на полу, добавив украшений в виде комочков "снега" из шерстяных моточков. На ветвях детей ждали мелкие подарочки.
Спустя какое-то время появились специальные игрушки для украшения ели. Считается, что в один особенно неурожайный яблоками год, один немецкий стеклодув выдул из стекла красные яркие переливающиеся шары. Это дало начало искусству елочной игрушки.
Не смотря на несколько веков существования традиции, повсеместно устанавливать в домах рождественские елки стали относительно недавно – в XIX веке. Именно тогда вечнозеленые, хвойные красавицы стали регулярно устанавливаться в королевских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России.
В России традицию рождественской ели ввел Петр I. Именно при нем был идан указа о том, что летоисчисление ведется не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а так же о том, что день новолетия теперь не 1 сентября, а 1 января. В указе было предписание о том как следовало отмечать новолетие: зажигать огни, пускать ракеты и украсить столицу хвойными деревьями. Украшение зданий хвойными ветвями прижилось отчего-то только у владельцев трактиров. Москва праздновала новый год по царскому указу неделю. Город украсили можжевеловыми, еловыми и сосновыми ветвями. Позже 1700 года считать день 1 января за какой-то особый в России принято не было, это был один из дней праздничного периода Святок, его сопровождал лишь традиционный молебен «на новолетие».
А вот елка в нашем понимании, как нарядное дерево и праздник, появились в русской истории позже - 24 декабря 1817 года, когда супруга будущего императора Николая I, великая княгиня Александра Федоровна, устроила удивительной красоты праздник в личных покоях царской семьи в Москве.
Ёлка была установлена в Большой столовой дворца. В зале заранее расставлялись столики, на них стелились белые скатерти, на каждом столе стояла ёлочка, и лежали подарки. Ёлок могло быть много, пять-десять, и тогда они ещё ничем не были убраны. Ёлка зажигалась дважды — в сочельник и в Рождество, после чего её убирали.
Однако, у простых людей традиции ставить елку в то время еще не было - дворцовые елки и елки зажиточных семей были исключением.
Но с 1840-х годов то тут, то там появляются упоминания о прелестных рождественских деревцах, украшенных сладостями, фруктами и нарядными лентами.
«в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками»
А дальше этот интерес только укреплялся. Посодействовали этому и знаменитые сказки Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" и Андерсона "Девочка с серными спичками" и "Елка". Елка в домах простых людей объединяла вокруг себя всю семью, отражая христианские ценности и установки, она очень полюбилась горожанам той поры. А с 1850-х годов специально срубленные к празднику елки начали продавать крестьяне у Гостиного двора. Появились елочные базары, звездами которого становились финские крестьяне, привозившие самые пушистые и красивые деревья. Зажиточные горожане даже соревновались чья елка больше, гуще, богаче украшена. Некоторые доходили до крайностей в украшении елок - в ход шли не только дорогие материалы, но и настоящие ювелирные украшения: серьги, перстни, бусы.
Наряженные елки так же начали устанавливать в зданиях вокзала, дворянских клубах, офицерских и купеческих собраний, театрах и других общественных местах.
Подтянулись и знаменитые швейцарские кондитеры, работавшие в то время в Петербурге: они начали выпускать специальные рождественские серии конфет с ленточками для украшения елей, сухофрукты на веревочках, специальные расписные прянички и пирожные, которые следовало размещать на ветвях.
Кстати о игрушках: елку почти никогда не наряжали в прошлогодние игрушки, ведь украшалась рождественская красавица согласно сказанию о трех волхвах, которые принесли младенцу Иисусу "дары земные", по большому счету едой - орехами, пирожными и конфетами, медовыми леденцами и шоколадом с пряниками. Вообще елка так легко и быстро вошла в быт ввиду того, что являлась наглядным образом радости праздника Рождества Христова - на вечнозеленых ветвях "дары земные", а еще огоньки свечей, которые символизировали "благодатный свет", а венчалась она "Вифлеемской звездой".
В 1892 году под Рождество появляется знаменитый балет П.И. Чайковского "Щелкунчик". С тех пор русская традиция ставить этот балет стала популярной по всей Европе.
И только в самом конце 19 века в продаже появились специальные немецкие елочные игрушки - особенно красивые и хрупкие стеклянные разноцветные шары.
В 1900 году в Петербурге, в магазине Гебгардта и у Петто продавали ёлочные украшения: «бусы, снег и амуров из невоспламеняющейся ваты, обезьян, флаги, сусальное золото, стеклянные шары, бонбоньерки, диамант-пудру, бенгальские огни, зажигательные нитки, комнатные фейерверки».
После Революции никаких запретов на елку не было, однако, из-за плохой экономической ситуации большинству людей было не до роскошеств.
А в 1922 году, когда события поулеглись, в РСФСР началась кампания по превращению христианского Рождества в "комсомольское рождество", или "комсвятки". В день 25 декабря предлагалось делать доклады на тему экономической невыгодности празднования Рождества, приветствовалась сатира и обличение, однако же праздновалась "Комсомольская елка" - праздник-маскарад с танцами и традиционной наряженной елкой.
В 1929 году отменили праздничный день на Рождество, а елки были признаны "поповскими излишествами", газеты осуждали общественные и домашние елки, как предмет культа, который навязывает детям религию. Елка стала нелегальной. В это сложно поверить, но были даже специальные патрули, которых ходили по подозрительным домам и проверяли исполнение предписания не праздновать.
Однако, в 1935 году елка возвращается. В новом современном обличии, теперь она - атеистическая.
Из газеты "Правда" от декабря 1935 года:
В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.
И тут же по всей стране устроили детские праздники с елкой. Появился ассортимент елочных игрушек. И все это произошло за 4 дня с момента публикации! Да что мы вообще знаем о срочных поручениях? ))
Ёлка рекомендовалась в новом качестве — как детская забава, пригодная для юных строителей коммунизма. К празднику Рождества она больше не имела отношения, в неё нужно было вдохнуть совершенно новый смысл. Ёлка стала зеркалом нового мира советского ребёнка, её украшение и новое предназначение отражали круг мировоззрения и воспитания маленьких строителей коммунизма. В качестве елочных украшений был особенно популярен набор шаров с портретами членов политбюро, вифлеемская звезда заменилась на красную пятиконечную, а Дед Мороз появлялся на праздниках с томиком "Курс истории ВКП(б)". С 1937 года в напарницы к Деду Мороза попадает новый (известный до этого только по пьесе Островского и опере Римского-Корсакова) персонаж - Снегурочка.
В 1956 году выходит фильм "Карнавальная ночь" и с тех пор неизменными атрибутами новогодней ночи становится бокал советского шампанского под бой кремлевских курантов и елочные украшения и открытки с нарисованными часами, показывающими время без пяти двенадцать.
В конце 20 века в России вновь стали открыто праздновать Рождество, и вернулась традиция рождественской ёлки. С конца 1990-х годов в России рождественскими ёлками иногда, наравне с редко встречающими вертепами, украшают православные храмы.