Найти тему
Скучный инвестор

Почему продают бизнес?

Листая объявления по продаже бизнеса, можно встретить большое количество самых разнообразных причин, по которым бизнес выставляется на продажу. Я выбрал ТОП-5 причин.

Причина первая. Переезд.

Данная причина характерна для малого бизнеса, где работоспособность фирмы полностью зависит от присутствия собственника. Получается, покупая такой бизнес, вы должны быть уверены, что сможете продолжить проект, времени на вникание в нюансы у вас не будет.

Если причина «Переезд» звучит при продаже среднего бизнеса, то я её слышу, как «Пора сваливать». Т.е. у фирмы назрели уже некие фундаментальные проблемы, которые невозможно решить в тех условиях в которых находятся собственники или решение которых требует существенных финансовых затрат.

Если причина действительно переезд, то плюсы, которые можно извлечь из данной причины, это возможный существенный дисконт при продаже. В минусы я записал бы, что вхождения и раскачки не будет. Надо будет сразу вставать и руля компании. И даже если продавец обещает ввести в курс дела и объяснить все нюансы, надо быть готовым, что после получения денег, продавец мгновенно совершит свой планируемый переезд.

Причина вторая. Продажа непрофильного актива.

Причиной продажи непрофильного актива обычно связано с целью сосредоточиться на основном виде деятельности. В пример можно привести Бизнес Центр. Собственники, для увеличения его привлекательности, могут открыть на его территории столовую. Однако для собственников это непрофильный актив, потому они и продают столовую, чтобы сосредоточиться на основном направлении, а именно управлением недвижимости.

Основным условием этой причины является наличие другого более выгодного бизнеса. К счастью информацию об этом можно легко проверить, если конечно бизнес официален. Если же вам продают бизнес по этой причине, а вы не можете установить основной вид деятельности продавца, то это может навести на подозрения в правдивости причины. Возможна вероятность, что продаваемый бизнес по матрице BCG уже находится в фазе «Хромой утки» или как еще её называют «Собаки». Эта фаза характерна для бизнесов, в которых темп роста низкий, доля рынка маленькая, продукт, как правило уже устаревший.

Если причиной продажи действительно является продажа непрофильного актива, а не попытка избавиться от мертвого груза, то плюсы, которые вы можете получить это покупка действительно работающего бизнеса с отлаженными бизнес процессами. Из минусов я бы отметил тот факт, что в малом бизнесе очень трудно проверить реальный денежный поток и при продаже он всегда завышается. Так что при покупке всегда сведения о чистой прибыли делим минимум на 2.

Причина третья. Разногласия между собственниками.

Тут всё просто. Было, к примеру, два учредителя, которые что-то не поделили и решили продать бизнес и разойтись. Для определения данной причины, надо понять суть конфликта между совладельцами, а также причину, почему один владелец не готов выкупить долю другого. Ведь всегда есть шанс, что причина надумана, и она скрывает более некрасивую причину. В моей классификации причин есть такая причина, как «Непреодолимые препятствия». Вот к примеру Весной Госдума запретила размещаться хостелам в жилом фонде. И если вы в это время покупали бы хостел, то разногласия владельцев хостела о том, сколько кроватей ставить в одной комнате, на самом деле оказалось бы спектаклем. И реальная причина продажи была бы в невозможности дальнейшего ведения бизнеса.

Если причина не надумана и собственники действительно хотят разойтись, то плюсом покупки такого бизнеса может являться большой потенциал развития данного направления. Из минусов хотел бы отметить, что в основном стоимость такого бизнеса может быть завышена по сравнению с рынком.

Причина четвертая. Усталость или уход на покой.

В Европе и Америке обычное дело, когда в пенсионном возрасте владельцы бизнеса выходят в «кэш». В России это больше связано с тем, что владельцу становится просто не интересно в данном бизнесе. Он достиг для себя потолка и хочет развиваться дальше, но уже в другом направлении. Причина хорошая, но дьявол как всегда прячется в деталях. Возможно, что бизнес отнимает всё время, силы, и энергию владельца. Может бизнес и приносит существенную прибыль, но трудозатраты, как физические, так и эмоциональные несопоставимы. И потому, чтобы вырваться из этого замкнутого круга, бизнес и выставляется на продажу.

Плюсами покупки такого бизнеса может быть то, что он действительно прибыльный. К минусам я бы отнес, что бизнес как правило находится на пике. Для дальнейшего роста потребуются инфраструктурные изменения и дополнительные денежные вливания.

Причина пятая. Бизнес создавался с целью продажи.

При упоминании данной причины практически сразу приходит на ум Олег Тиньков, который продал не один свой бизнес. Я, к сожалению, с Тиньковым не знаком, потому приведу пример из собственной практики. Встречалась мне одна команда, которая находила помещение под общепит, делала там дизайнерский ремонт, завозила оборудование, разрабатывала концептуальное меню, запускалась. И практически сразу выставляла заведение на продажу. Работать и отлаживать бизнес-процессы, совершенствовать логистику, заботиться о лояльности посетителей было не для них. Их бизнес это, создание бизнесов. Вырученные деньги они пускали в новые, более амбициозные проекты. Тем и жили. Только надо понимать, что под предлогом, что бизнес создавался для продажи может скрываться причина, что открытие бизнеса оказалось более затратным, чем собственники бизнеса изначально полагали и для полноценного запуска просто не хватает денег.

Плюсы покупки такого бизнеса в его новизне. Еще нет закоренелый проблем в управлении. Большие перспективы роста, развития и т.д. Из минусов это практически всегда дополнительные вложения, так что к этому надо быть готовым.

Вот мои ТОП-5 причин, которые озвучивают при продаже бизнеса. Но независимо от причины продажи бизнеса, при покупке обязательно делайте Due diligence. Это может оградить вас от мошенников, а также понять реальную причину продажи того или иного актива.