Проекты создания новых астраханских технопарков смогут претендовать на получение федеральной субсидии в объеме до полумиллиарда рублей в рамках федеральной программы Минэкономразвития России. Заявки от региона готовятся, совещания проводятся. Но будет ли от этого прок? Хотя Астраханская область и нуждается в полной перезагрузке научно-технической и инновационной инфраструктуры, однако сложностей и рисков никто не отменял.
«Астраханский, свежий..»
Вопрос о создании в Астраханской области технопарков при поддержке Минэкономразвития России (в прямой связи с реализацией нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство»), активно вернулся в информационное пространство региона в сентябре 2019 года, во время рабочего визита в Астрахань директора Ассоциации развития кластеров и технопарков Андрея Шпиленко.
Его призыв к участию в федеральной программе, по которой каждый отдельный проект создания регионального технопарка может получить до полумиллиарда рублей федеральной субсидии, был услышан астраханскими организациями и промышленными предприятиями.
Некоторые из них, как, например, «Судостроительно-судоремонтный Завод им. Ленина», компания «СВАП - Балластные трубопроводы» уже приступили к разработке проектной документации, которая обязательно должна быть разработана к моменту подачи заявки в федеральный Минэкономразвития.
Технопарк - «сплав» науки и производства
Технопарк - базовый элемент функционирования (и развития) научно-технологической и инновационной экосистемы региона, не единственный, но, по общему признанию, важный. Он представляет собой специализированный комплекс зданий и сооружений с необходимой промышленной и технологической инфраструктурой (офисы, лаборатории, производственные площади), способный предоставить выгодные условия ведения научно-производственной и инновационной деятельности для своих арендаторов (резидентов).
По сути, технопарк формирует пространство для быстрой и «бесшовной» коммуникации (в идеале - кооперации) между наукой и реальным производством, что ускоряет разработку и вывод на рынок инновационных продуктов и услуг.
В Астраханской области технопарков такого формата не было никогда, хотя на вывесках ВУЗов или других организаций этот термин мы можем встретить не единожды.
Сейчас в 54 регионах России работают 169 технопарков (из них более 40 - в Москве). Есть технопарки с государственным участием, есть и полностью частные. Для сравнения, в США действуют порядка 300 технопарков, в Китае - 133 (на 2018 г.); в Германии - 360, в Японии - 110 (на 2017 г.).
Единственным астраханским технопарком, который на данный момент учитывается в обзоре Ассоциации кластеров и технопарков России (АКиТ), является частный технопарк «Fabrika».
Хотя «Fabrika» имеет наибольший, среди астраханских компаний и организаций, релевантный опыт по части развития технопарков, однако ресурсов (в первую очередь, площадей и инфраструктуры), достаточных для соответствия требованиям национального стандарта, не имеет.
Полмиллиарда на технопарк
В то время как региональная поддержка технопарков в Астраханской области «заморожена» до 2023 года, федеральная – действует. Сейчас она, преимущественно, приходит со стороны Министерства экономического развития Российской Федерации через ежегодные конкурсы проектов создания региональных технопарков (раньше работали инструменты поддержки Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, но сейчас они не работают). Поддержка от Минэкономразвития России ассоциирована с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство» (федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»).
Для примера, по итогам конкурса Минэкономразвития России 2018 года, федеральные субсидии на сумму 2,13 млрд рублей получили 5 региональных проектов: «Технокампус 2.0» (Ульяновская область), «Технопарк-Мордовия» (Республика Мордовия), «Электрополис» (Псковская область), «Монокристалл» (Ставропольский край), «Южная промзона» (Республика Карелия). Тогда в конкурсе участвовало 30 проектов.
В текущем году Минэкономразвития РФ одобрило проекты создания или развития 7 технопарков, в т.ч.: «Промтехнопарк КСК» (Тверская область), «Магас» (Республика Ингушетия), «ИКСЭл» (Владимирская область), частные технопарки «Машиностроение», «Саров» и «ГАЗ» (Нижегородская область), «Союз» (Пензенская область). Каждый проект получит федеральную субсидию в размере 500 млн рублей (по 250 млн в 2020 г. и в 2021 гг.). Всего на этот конкурс было подано 18 заявок от 13 регионов.
Как видно, регионы могут направлять и несколько заявок, получая их одобрение. К примеру, Нижегородская область выставила 3 проекта: «Развитие частного технопарка «Машиностроение», «Развитие инфраструктуры частного технопарка «Саров», «Создание частного промышленного технопарка Группы ГАЗ» (E-GAZ)». Предоставление федеральной субсидии было одобрено всем трем проектам.
Новый конкурс, на который Астраханская область сможет также направить несколько проектов, будет проведен во 2-ом квартале 2020 г.
Подводные камни
Астраханская область, по примеру Нижегородской области, сможет направить на конкурс Минэкономразвития несколько проектов. Но захочет ли, это большой вопрос.
Во всяком случае, большой заинтересованности региональное Министерство экономического развития в этом плане не демонстрирует, оставляя астраханским интересантам самим решать все проблемы, связанные с подготовкой заявок на участие в конкурсе. А проблемы есть и немалые.
Для того, чтобы получить федеральную субсидию, проект должен:
- соответствовать требованиям Национального стандарта (ГОСТ Р 56425 – 2015) или содержать обязательство приведения технопарка к соответствию стандарту в течение 2-х лет;
- иметь готовую проектно-сметную документацию и заключение государственной экспертизы, а также обязательство в течение 2 лет ввести в эксплуатацию все объекты технопарка;
- обеспечить не менее 20% объема инвестиций из внебюджетных источников (частные или заемные средства);
- а также иметь официальное подтверждение готовности субъекта РФ о софинансировании проекта из регионального бюджета на уровне, установленном распоряжением Правительства РФ от 01.12.18 № 2648-р (для Астраханской области – это 3%).
Иными словами, каждый потенциальный заявитель должен обеспечить наличие больших площадей с коммуникациями, гарантировать софинансирование (максимально - по 50 млн рублей в год в течение двух лет), разработать и согласовать проектно-сметную документацию (5-10 млн рублей), а также получить согласие регионального Правительства (в лице Минэка) выделить средства регионального бюджета (максимально - по 7,5 млн рублей в год в течение двух лет).
Но и это еще не все проблемы, связанные с этим конкурсом. Во-первых, по всей вероятности, субсидия из федерального бюджета предусмотрена не форме аванса, а лишь при исполнении заявителем своей части финансовых обязательств по этапу. При этом первоначальные затраты на разработку проектной документации в состав средств софинансирования приняты не будут.
Во-вторых, региональный Минэк, по всей видимости, не поддержит астраханских заявителей в части (со)финансирования разработки проектной документации. По неофициальной информации, Минэк также не поддержит проект создания инновационного технопарка (см. рисунок выше), а только – проект создания промышленного технопарка на базе существующего предприятия.
Удивительно, что при таких стартовых условиях вообще нашлись астраханские компании, желающие принять участие в этом конкурсе. Хотя, в принципе, понятен интерес крупных астраханских заводов к «размену» пустующих площадей на новую инфраструктуру (которая на 80% будет профинансирована федеральными деньгами) с возможностью, в дальнейшем, взимать плату с арендаторов. Может быть даже найдется возможность обеспечить уровень арендных ставок ниже среднероссийского уровня, при сохранении рентабельности поддержания инфраструктуры (с учетом постоянных затрат на ремонт и обслуживание); может быть удастся частично компенсировать понесенные затраты за счет субсидий из регионального бюджета или от федерального Минпромторга (если они возобновят меры поддержки). Хотя все эти допущения - весьма далеки от главной цели создания технопарков.
Все же технопарк - это история не «про аренду», а история - «про технологическую перезагрузку» отраслей региональной экономики.
С одной стороны, «самоустранение» Минэка понятно - зачем ему новая отчетность, ответственность и риск оказаться «крайним», если в ходе реализации проекта что-то не сложится? Тем более, что прежний опыт участия Астраханской области в федеральных конкурсах удачным не назовешь: за 7 лет региону не удалось успешно реализоваться ни в одной федеральной программе поддержки создания региональных кластеров или технологических парков, а созданная ОЭЗ «Лотос» не получила ожидаемой отдачи - все ОЭЗ довольно быстро лишили федеральной поддержки и передали «на баланс» регионов.
Но, с другой стороны, модернизация научно-технической (инновационной) инфраструктуры региона требует безотлагательных решений и активной политики. Бездействие лишь усугубляет зависимость от внешних готовых продуктов и технологий, которые, при импорте, бременем ложатся на себестоимость производимой продукции (то есть на производителей и, затем, на потребителей), провоцирует стагнацию предпринимательства, сползание ко всё более примитивным формам хозяйствования (выпасному скотоводству, огородничеству, рыболовству-собирательству).
И ситуация, когда находясь в положении «сырьевой колонии» (что читается в товарной структуре регионального производства и структуре экспорта) и в условиях критической зависимости от внешних технологий, регион не демонстрирует особого желания побороться за федеральную поддержку развития собственной научно-технологической базы - неправильная.
Инновационный потенциал Астраханской области или что с нами “не так” Читать
Принимать на себя риски, как это делают многие другие регионы, и учиться управлять ими - единственный выход в текущей ситуации.
Без конкурентоспособной продукции регион не может достойно зарабатывать на внутреннем и внешнем рынках, ни сейчас, ни, тем более, в перспективе. Конкурентоспособная продукция с высокой добавленной стоимостью (не сырье, а продукт переработки/промышленного производства) не появится без новых технологий. Новые технологии не появятся без условий для их создания и развития. Условия для создания и развития технологий, в первую очередь, - забота региона.
Чего «бояться» Технопаркам?
Предположим, что при удачном стечении обстоятельств, в июне 2020 года один (или несколько) астраханских проектов смогут получить одобрение Минэкономразвития России. Но получить бюджетную субсидию и, соответственно, приступить к реализации заявитель сможет не ранее 2021 года: по сложившейся практике, 50% субсидии предоставляется в год, следующий за годом проведения конкурсного отбора, а вторая часть - в следующий за ним год. Таким образом, полный ввод нового технопарка в эксплуатацию едва ли состоится ранее, чем в 2023 году. Что ждет его после ввода в эксплуатацию и как ему выжить после строительства? Задуматься есть о чем.
Сама Ассоциация кластеров и технопарков России, которая является одним из главных интересантов появления новых технопарков, признает, что российский рынок технопарков близок к «насыщению», иными словами, большинство резидентов уже «заняты».
Средняя заполняемость технопарков сейчас составляет 54-55%, то есть пустует почти половина всех площадей. При этом конкуренция лишь нарастает - ежегодно запускается 10-15 новых технопарков, в основном, частных, создаваемых для получения прибыли. При этом, по утверждению профильных чиновников, частные технопарки «намного эффективнее государственных: они быстрее заполняются и быстрее показывают эффективность».
На чем, в этих условиях, будет строиться стратегия привлечения резидентов у «гипотетических» астраханских технопарков? Едва ли на низкой арендной ставке, ведь арендные платежи - одна из основных статей дохода, от которой технопаркам практически невозможно отказаться.
В обмен на это резиденты технопарков пользуются льготами и инструментами поддержки, что в целом делает пребывание в технопарке выгодным. Но лишь в том случае, если такие меры поддержки реализуются. В Астраханской области, напомним, поддержка технопарков и их резидентов «заморожена» до января 2023 г.
Сейчас, по данным АКиТ, средняя по российским технопаркам (без г. Москвы) арендная плата за 1 кв. м площади в год составляет 5263 руб. для офисных помещений, 3855 руб. для лабораторных помещений, 3102 руб. для производственных помещений. Много ли астраханских компаний согласятся платить за аренду по таким расценкам?
Эффективность работы технопарков, более вероятно, зависит от интеграции с уже существующими, конкурентоспособными индустриальными или научно-технологическими центрами.
«Взлетают» те, кто пользуется существующими конкурентными преимуществами региона или опирается на развитую индустриальную базу с выпуском уникальной продукции или конкурентоспособной продукции с высоким спросом. Например, в технопарк «ИКСЭл» зашел «Русклимат» с производством стальных радиаторов; карельская «Южная промзона» сделала ставку на разработку единственного в России месторождения габбро-диабаза; «Технопарк-Мордовия» использует конкурентное преимущество уже развитого производства оптического волокна, светотехники, кабельной продукции, расширяя линейку за счет новой композитной продукции и биотеха.
Но большинству технопарков такой взлет может только сниться: 3/4 российских технопарков даже не способны «вытянуть» соответствие формальным оценочным критериям, чтобы войти в ежегодный рейтинг технопарков АКиТ.
Каких «якорных» резидентов сможет найти рядом с собой «гипотетический» астраханский технопарк? Следует ли просто согласиться с мнением Шпиленко, что «ставку стоит делать на развитие судостроительной отрасли»? Увы, ответ далеко не очевиден.
Астраханское судостроение неплохо умеет создавать «корпуса», но это «полуфабрикаты», которые нельзя использовать без двигателей, без бортовой электрики и электроники, без навигационного оборудования и программного обеспечения и т.д. То есть всего того, что в регионе не производится и не разрабатывается, а покупается на стороне. Поэтому 50%-75% добавленной стоимости готового изделия «проплывают» мимо астраханского судостроения. Так что, если и делать ставку на судостроение, то лишь с задачей выхода на более или менее полноцикловое производство (хотя бы «нишевое», отдельных классов) так, чтобы 50%-75% оставались у астраханских предприятий. В таком виде задача - более чем достойная. Так, вместо существующего «аналога», может появиться настоящий судостроительный кластер.
Наконец, сроки выхода технопарков на проектную мощность из-за продолжительности создания на территории технопарка развитой технологической инфраструктуры, даже с финансовой поддержкой по линии конкурса Минэкономразвития РФ (за счет субсидирования 80% начальных затрат на создание технопарка) не будут меньше 4-5 лет.
Будем надеяться, что названные риски будут учтены в астраханских проектах. Но следует еще раз подчеркнуть, что технопарк - это далеко не единственный элемент инновационной экосистемы региона. Без передовых, технологичных, конкурентоспособных резидентов новый технопарк превратится в очередное здание со звучной вывеской, не решающее, однако, своей главной задачи - технологической перезагрузки отраслей региональной экономики.
Понравился пост? Поставьте 👍 или поделитесь им в социальной сети, чтобы мы могли ещё больше рассказать об Умной Астрахани.
👋“Умная Астрахань”: новостной телеграм канал https://t.me/astrakhansmart
👋 “Умная Астрахань”: группа: https://t.me/astrakhans