Госдума разрабатывает новый закон об изменениях в систему ОСАГО. Эксперты бьют тревогу - стоимость полисов ОСАГО может вырасти на 30%, поскольку данная инициатива народных избранников в крайне далека от интересов автолюбителей.
Что нового в законопроекте?
1. Не будет следящих за водителями телеметрических устройств. Это была инициатива Минфина, ее пока убрали.
2. Сохраняется абсурдный коэффициент на мощность двигателя. Водители более мощных старых машин будут все еще платить больше.
3. Расширяется на 30% тарифный коридор для стразовых компаний (страховщики сильнее смогут влиять на стоимость полисов
4. Вводятся повышающие коэффициенты за грубые нарушения водителем ПДД. Превышал скорость или поймали за сплошную - платишь за полис в следующем году значительно больше
5. Лимиты выплат до 2 млн рублей по ОСАГО за причинение вреда здоровью и жизни вводить не будут. Сумма останется прежней - до 500 тысяч рублей
Примечательно, что с инициативой, разработанной группой депутатов, не согласен небезызвестный депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, который считает, что все реформы по ОСАГО надо проводить только после того, как сфера будет декриминализирована.
По его словам, реформа ОСАГО началась с заявлений ассоциации страховщиком о серьезных убытках от мошенников. МВД, прокуратура и Центробанк провели проверку этих заявлений в 2018 году и выяснили, что мошенники наносят ущерб системе ОСАГА не выше 1% от общих выплат по полисам:
"При этом установлено, что основные убытки (90%) были сосредоточены в страховой компании «Росгосстрах» (в 2017 году ЦБ стал владельцем страховщика через санируемый банк «ФК Открытие»), но приписывались всему рынку ОСАГО".
Иными словами, в системе ОСАГО мошенничество есть, огромные деньги выведены в неизвестном направлении, но занимаются этим далеко не преступники с улицы или автомобилисты. Контроль за сферой слабоват: Центробанк, по словам Лысакова, не видит всей полной картины, поскольку жалобы от обманутых граждан идут не в ЦБ, а финомбудсмену. На минуточку, за пару месяцев он получает около 30 тысяч жалоб.
Что делать в этой ситуации?
Депутатам Госдумы, которые разрабатывают законопроект, надо изучить не только мнения и данные страховых компаний, но и финомбудсмена, МВД и прокуратуры, а также не забывать, что главная задача ОСАГО - это не кормление страховых компаний, а возмещение убытков застрахованным гражданам во избежание конфликтов и криминализации сферы.