Немного о создателе методологии "мягких" систем П.Чекленде
Первую работу, посвященную методологии изучения "мягких" систем, английский ученый П.Чекленд опубликовал в 1972 году.
С тех пор прошло более четверти века, а его подход продолжает развиваться и обогащаться новыми идеями.
П. Чекленд написал четыре книги по методологии мягких систем
В чём же суть методологии "мягких" систем?
Методология "мягких" систем предназначена для выявления различных точек зрения и постепенного достижения взаимопонимания. Так же она является способом реагирования на проблемные ситуации с значительным социальным, политическим и человеческим элементом.
А теперь перейдём к алгебре...
Применение методологии "мягких" систем на уроке алгебры в 8 классе
Тема урока: “Решение квадратных уравнений”
1 этап. Неструктурированная проблемная ситуация:
необходимость сформировать у учащихся компетенцию решать квадратные уравнения с помощью формул корней квадратного уравнения.
2 этап. Выраженная проблемная ситуация.
Цель урока: усвоение приемов решения квадратного уравнения с помощью формулы корней квадратного уравнения.
Выполнение следующих задач урока:
- обучающей – в процессе урока продолжить формирование основных понятий и терминологии учения о квадратных уравнениях; научить учащихся решать простейшие квадратные уравнения с использованием формулы корней квадратного уравнения;
- развивающей – продолжить формирование логического мышления учащихся; развивать аналитические способности; память, внимание; способствовать развитию творческих способностей, воображения, смекалки; развивать культуру математической речи и коммуникативные способности;
- воспитательной – формировать активность и ответственность учащихся на уроке, навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию обучения, интерес к математике; продолжить формирование адаптивных качеств личности; прививать учащимся аккуратность в оформлении математических записей, умение внимательно слушать речь учителя и ответы учащихся на уроке.
3 этап. Корневые определения подходящих систем.
Приемы учебной деятельности: все приемы работы с линейными уравнениями, приемы решения неполных квадратных уравнений, приемы извлечения квадратных корней.
Повторение: определение квадратного уравнения общего вида, умение устанавливать коэффициенты квадратного уравнения, умение решать уравнения, содержащие скобки и подобные члены, знать определение неполного квадратного уравнения, умение решать неполные квадратные уравнения
Усвоение новых знаний: формирование у обучающихся конкретных представлений об изучаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связи; выделение главного, проведение обобщения материала вместе с обучающимися, выработка основных компетенций.
4 этап. Концептуальные модели.
Специальные знания, умения и навыки: словесное описание решения квадратного уравнения, запись решения в виде алгоритма, запись алгоритма в виде блок-схемы.
Обобщение и систематизация знаний: усвоение системы знаний по курсу, а также межкурсовых понятий.
5 этап. Сравнение концептуальной модели с действительностью.
Этот этап предусматривает реализацию урока по теме. Приведем в приложении 1 возможное содержание урока.
6 этап. Последствия, к которым могут привести реализация той или иной точки зрения и выявление допустимых, желательных изменений.
Коррекция знаний обучающихся: выявление недостатков и причин их появления; стимулирование обучающихся к самообразовательной деятельности.
Деятельность учителя: рекомендации обучающимся по ликвидации пробелов путем самостоятельной деятельности или с помощью товарищей; опора на помощь других обучающихся путем анализа, рецензирования ответов и др.
Деятельность ученика: обсуждение конкретных предложений по ликвидации пробелов и дальнейшему развитию интереса к предмету.
7 этап. Принятие действий, улучшающих ситуацию.
Подведение учителем итогов урока (изучения темы): дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, показать типичные недостатки в компетенциях учащихся
Для успешного проведения урока, сконструированного на основе предлагаемой методики, желательно выполнение учителем следующих рекомендаций.
- каждую структурную часть урока заканчивать выводом;
- применять опорные конспекты, расположив в них материал так, чтобы создать условия для самостоятельного получения вывода;
- составлять итоговый и перспективный план изучения темы или узлового понятия, на их основе знакомить учащихся с новым в сравнении с изученным;
Средством усвоения всех понятий, необходимых для знакомства с уравнениями, являются учебные задания. В методической системе задания должны стимулировать активное использование мыслительных операций. Для этого в их основу должны быть положены разные модели (вербальная, схематическая, графическая, символическая) одной и той же ситуации и перехода от одной модели к другой.
С этих позиций можно определить требования системе задач.
Требования к структуре системы задач:
- отражать структуру учебного материала и структуру учебной деятельности;
- формировать у учащихся посредством данных задач целостное представление о природе научно-теоретических понятий, составляющих основу учебного предмета;
- содержать в себе потенциальную возможность дальнейшего повышения уровня развития математической образованности;
Пример теста для учащихся (с применением методологии "мягких" систем)
Источник: Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. Москва, 2001.
Полехина Г.Е. Дифференциальные уравнения как завершающий этап развития методической линии уравнений в школе. Москва,1996.