Приближаются зимние праздники, у авиакомпаний стартовали распродажи и многие из нас начинают задумываться о покупке авиабилетов.
Особенно заманчивые предложения обычно распространяются именно на невозвратные билеты — они могут быть дешевле обычных в несколько раз.
❌ Если вдруг Ваши планы изменились, экономия может обернуться потерянными деньгами и неприятным осадком. Чем больше выгода, тем больше риск — так же, как и с иными покупками.
✔️ Но несмотря на название, в некоторых случаях вернуть деньги за невозвратный билет все же получится. Как это сделать, мы расскажем далее.
📌 Вернуть деньги за невозвратный билет можно в следующих случаях:
- болезнь пассажира или его близкого родственника, который должен лететь вместе с ним;
- смерть члена семьи или близкого родственника пассажира;
- отмена или перенос рейса;
- пассажира не посадили на его рейс (например, при овербукинге);
- серьезная задержка рейса.
В России минимальная длительность задержки, необходимой для возврата средств, не установлена: фактически, потребовать возврата денег можно даже при задержке вылета регулярного рейса на 5 минут. В Европе вылет должен быть задержан не менее, чем на 5 часов (меньшая продолжительность может быть установлена правилами авиакомпании), чтобы пассажир мог потребовать возврата средств.
📌 Не пропустите сроки!
О невозможности совершить перелет необходимо уведомить перевозчика до окончания регистрации на указанный в билете рейс.
Сроки для возврата денег во внесудебном порядке может устанавливать сам перевозчик; например, некоторые авиакомпании требуют подавать документы в пределах месяца с даты вылета рейса.
В отношении судебных претензий для внутренних рейсов по России действует установленный ст. 126 Воздушного кодекса срок в полгода.
📌 Важно! Если у вас не было возможности подать документы вовремя по уважительной причине, то сделать это можно позже, обязательно приложив документальное подтверждение той причины, на которую вы ссылаетесь.
📌Как действовать, чтобы вернуть деньги за билет по причине болезни / смерти родственника?
1. До окончания регистрации на рейс уведомите перевозчика о невозможности совершить рейс: отправьте письмо по электронной почту или позвоните на «горячую линию».
2. Соберите доказательства, подтверждающие причину возврата: справки о болезни или о смерти, больничные листы, справки из медпунктов и проч.
3. Напишите в адрес авиакомпании заявление на возврат средств с приложением подтверждающих документов и данных о бронировании.
4. Сроки возврата денег различаются в зависимости от правил самого перевозчика: так, Аэрофлот вернет деньги в срок до 10 рабочих дней. Дополнительное время может понадобиться для проверки подлинности подтверждающих документов.
📌 Если полет отменен по вине авиакомпании — возвращаем также дополнительные расходы.
1. После отмены или переноса рейса обратитесь на стойку авиакомпании и получите печати на билетах в подтверждение факта отмены рейса или задержки. Также можно получить справку об этом, заверенную авиакомпанией или аэропортом.
2. Соберите документы, подтверждающие Ваши дополнительные расходы: покупку нового билета, бронирование гостиницы, проезд до нее и обратно и проч. Объективно необходимые траты (включая переплату за новый билет) можно будет возместить за счет перевозчика.
3. Направьте авиакомпании заявление на возврат с приложением подтверждающих документов.
4. Дождитесь возврата денег.
📌 Если Вы просто не хотите лететь или не успеваете на рейс, можно попробовать вернуть хотя бы часть стоимости билета.
Стоимость билета — это стоимость тарифа + сборы.
По российскому законодательству Вам должны вернуть величину сборов. Исключение составляют только те тарифы, в условиях которых прямо сказано о том, что сборы также не подлежат возврату.
✔️ Если правила допускают возврат сборов, необходимо:
1. Уведомить авиаперевозчика об отказе от полета письменно, по электронной почте, по телефону или лично — в офисе либо в аэропорту на стойке компании.
2. Направить авиакомпании заявление на возврат стоимости сборов, приложив данные о бронировании.
3. Дождаться возврата денег.
📌 Если обращение осталось без ответа и деньги Вам не вернули — подавайте иск в суд.
Если билет Вы покупали в личных целях, Вы сможете воспользоваться всеми преимуществами Закона о защите прав потребителей:
- не оплачивать госпошлину за подачу иска;
- получить компенсацию морального вреда;
- требовать повышенные проценты за отказ перевозчика от возврата стоимости за каждый день просрочки;
- получить от авиакомпании дополнительно сумму штрафа в размере половины от присужденных сумм.
🖋️ Пример из практики.
Недавно к нам обратился за советом наш постоянный клиент, планировавший провести отпуск в Мексике.
Билеты на него и супругу были куплены заранее — и, конечно, были невозвратными. Но за неделю до перелета супруга, поскользнувшись, сломала ногу.
Мы помогли правильно составить заявление на возврат и собрать все необходимые документы. Наличие всех необходимых подтверждающих документов (в том числе необходимых печатей на больничных бланках, первоначально не проставленных) позволило без дополнительных задержек вернуть деньги за билет уже через 7 дней.
⚖ Наши услуги
Юристы “Крайнев и партнеры” имеют большой опыт в разрешении споров, включая внесудебное урегулирование.
Записаться на консультацию и узнать стоимость сопровождения судебного дела или выполнения иного поручения можно написав в директ, обратившись по телефону +7 (495) 136-52-04 или оставив свои контактные данные в чате на нашем сайте kraynev.ru.