С творчеством Юрия Быкова у меня складывается непросто. И сегодня я про это расскажу.
Например, я смотрел его первый фильм — короткометражку «Начальник» про офицера ФСБ, который забил насмерть гопников, сдуру залезших к нему в дом. После этого долго не хотел смотреть его фильмы.
Был «Майор» — жестокая история о зарвавшихся милиционерах, для которых нет ни нормы, ни морали, только солидарность из страха наказания. И при этом главный герой поневоле внушает симпатию и сочувствие: система расчеловечивает.
Был «Дурак» — пронзительный фильм об отчаянии и жизни без будущего. Самое страшное там — не жестокость и нежелание что-то делать чиновников, не злая забитость людей — нет, единственный, кого это напрягает — дурак.
Потом был сериал «Спящие», который я не смотрел. Но я знаю, что на режиссёра обрушилась волна гнева и критики, и что он извинился и обещал уйти из кино. Единственное, что я могу сказать — надеюсь, он снимал не по душе, а по работе.
Был и сериал «Метод», его я тоже не смотрел. Но знаю, что там хороший детективный сюжет. Нравится мне и Константин Хабенский — но я не так сильно люблю детективы, чтобы смотреть.
Потом случился «Завод». Режиссёр попробовал снять боевик с важными для него фишками: безнадёгой, отчаянием, борьбой с системой на отдельно взятом участке. Получилось неидеально, да и всё портила концовка: Седой не победил, не сразился с врагами. Нет, он сдался. И в фильме не было крючков, деталей, которые бы подводили к этому. Всё шло так, будто он в конце сразится один на один с врагами. Автор объясняет: не мог показать призыв к революции. Но ведь это был не призыв к революции, а призыв оставаться собой до конца. Вероятно, это отличает Седого от «Дурака» — он не знает, чего хочет, и при этом был готов пожертвовать за это другими.
И вот теперь (потому что только сейчас смотрел) — «Сторож» — камерная драма о сломленных и страдающих людях со своими страхами и проблемами. Все герои страдают от потерь и ошибок прошлого, и это приводит их к беде в финале. Фильм наиболее продуманный и цепляющий деталями из всех работ автора, как по мне. Это и чёткое следование режиму сторожа, и повешенная собака, и арматурина в заборе. Действие картины происходит в заброшенном санатории и в его окрестностях: звенящая опора ЛЭП и снега, снега, много длинных планов по красивейшим местам. Главные герои — сам Сторож, бывший хирург, бандит Стас и его жена Вера. Все они страдают по-своему, и все их гнёт прошлое. Все драматичные моменты продуманы и действительно берут за душу. И идея понятная — людям нужны люди, но нет для них ничего опаснее.