Читая комментарии к различным публикациям о войнах и конфликтах, я пришел к мнению, что многие у нас считают, что русскому человеку чуждо состояние посттравматических стрессовых расстройств (далее ПТСР). Даже после участия в боевых действиях. Образно: "Врачи-психиатры и психотерапевты - это для слабаков и девок. У нас такого нет и мы сами справимся. Но ведь это далеко не так . . .
Я не стану писать "отсебятины", воспоминаний ветеранов Великой Отечественной Войны, дяди моего троюродного соседа по отцовской линии, сына маминой подруги и других компетентных в этих вопросах людей. Сегодня постараюсь предоставить выводы и исследования специалистов, которые были сделаны в разное время и с разными поколениями людей.
Начнем с начала ХХ века.
В 1914-1915 годах русский психиатр В.М. Бехтерев в своей работе "Война и психозы" показал, как переживания военных событий сохраняются у участников боевых действий на длительный период. Часто наблюдается гиперакузия, непереносимость вида крови, приступы страха, ассоциирующиеся с обстановкой боя, галлюцинации, аналогичные современным описаниям "flashback-симптомов". Главное, что он подчеркивал: "эти симптомы не имеют связи со "слабохарактерностью" и исчезают в случае попадания в новое боестолкновение.".
В своей работе "Социальная рефлексология" от 1924 года он дал множество примеров жестокости ветеранов Первой мировой войны, становившихся движущей силой беспорядков и насилия во время революционных событий в Петрограде.
Советский психиатр, доктор медицины, профессор МГУ, заслуженный деятель науки РСФСР Е.К. Краснушкин в 1924 году подчеркивал: "война размножила психопатов, … психопатов вообще и общественно опасных в частности". Подробнее можно изучить:
2. Тарабрина Надежда Владимировна.
В исследованиях ведущего специалиста в области клинической психологии и клинико–психологической диагностики Тарабриной Н.В. сказано, что процент ПТСР среди ветеранов войны в Афганистане равен 17%. У 19 % ветеранов первой чеченской компании так же диагностируются признаки расстройства. Процент ПТСР среди раненых и инвалидов доходит до 42%.
Тут важно понимать, что высокий процент расстройства среди инвалидов объясняется тем, что опросы психологов происходят в больницах на их диспансеризации. Ветераны без жалоб на здоровье по больницам не ходят и диспансеризацию не проходят. Кроме того, признать у себя психическое расстройство и обратиться к специалистам за помощью в нашем обществе считается чем то зазорным. Потому и скрываются подобные факты. Что не может не сказываться на жизни в целом.
В 2008 году Н.В. Тарабрина защитила Докторскую диссертацию на тему «Психология посттравматического стресса: интегративный подход» в Российском государственном педагогическом университете СПб.
3. Исследования.
Статья Особенности психосоциального и медицинского статуса ветеранов боевых действий с разной степенью выраженности постравматических стрессовых расстройств. Авторы: Пыркова К.В., Ушкова А.О.
В этом материале представлены результаты исследования ветеранов с целью выявления групп риска по ПТСР. В группе ветеранов с высоким значением показателя расстройства (по опроснику «Миссисипская шкала») чаще отмечались психопатологическая симптоматика, низкий уровень личностной и социальной идентичности, длительность срока службы в «горячей точке» и алкоголизация после службы.
Выявлены прямые взаимосвязи шкалы «Паранойяльные симптомы» (методика SCL-90-R) с данными анамнеза: огнестрельные раны и инфекционные заболеваниями, перенесенные во время БД, алкоголизацией в период после демобилизации из армии. Выраженность ПТСР была прямо взаимосвязана с черепно-мозговыми травмами в анамнезе, то есть физическая травма на фоне пережитой угрозы для жизни часто сопровождается травмой психологической, что в совокупности может способствовать развитию посттравматических нарушений.
Чем старше возраст и более высокое воинское звание на момент службы в армии, тем большим военным опытом обладает военнослужащий и менее травмирующей выступает ситуация военных действий. Это способствует высокой выраженности социальной и личностной идентичности в будущем.
* Исследование проводилось ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия (420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18).
4. Проблема.
Одно дело ветерану боевых действий не иметь диагноза ПТСР. Другое дело - скрывать это. Кто-то мучает своими "заскоками" себя и близких. На людях же, дружно делают вид, что все хорошо. По большому счету это не всегда их вина, что они не обращаются за помощью, зачастую просто не куда. В нашей огромной стране лишь один институт в СПб занимается проблемами ПТСР, и специалистов, реально имеющих возможность помочь в этом вопросе, крайне мало.
Лжепсихологов и самоучек в наше время огромное количество, но обращение к ним не имеет смысла, только потратите деньги и время. Кстати, ПТСР страдают не только участники боевых действий. Любой сильный стресс, будь то смерть близкого или насилие может вызвать этот вид расстройства.
Вот такая получилась статья. Не пинайте сильно, лучше аргументированно комментируйте.
Спасибо, что дочитали!
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
Наш телеграмм-канал.