Продолжаю цикл статей о монашеском движении. В прошлый раз мы поговорили о его зарождении, а сейчас давайте обсудим, как соотносились устремления монахов с основными христианскими добродетелями. Вопрос этот популярен, потому что на первый взгляд кажется, что если человек становился отшельником, то лишал себя возможности проповедовать людям и проявлять по отношению к ним любовь, сострадание и заботу.
Начну с еще одной цитаты Исаака Сирина:
Возлюби простоту уединения более, нежели труд в миру ради хлеба, и обращение множества язычников от заблуждения к поклонению Богу… Более блажен тот, кто наставил душу собственную, нежели тот, кто наставляет весь мир.
Иными словами, заботься о своей душе, а не о спасении мира, спасешься сам - вокруг тебя спасутся миллионы. Интересное утверждение, не правда ли? Монашество стало восприниматься делом более важным, чем кормление бедных, а жизнь в уединении более духовной, чем проповедь о Боге. К сожалению, современным христианам легко использовать эти слова для того, чтобы жить просто как живется и не чувствовать никакой моральной ответственности за окружающих людей.
Возникает вопрос: как идея монашества может быть согласована с христианством, которое учит, что нужно кормить голодных, заботиться о бедных, евангелизировать, служить и совершать разные благие дела? Что такого было в монашестве, что возвышало уединение ради Бога и делало его более ценным, чем всё вышеперечисленное?
Здесь нам на помощь придет цитата Святого Василия:
Монахи не должны быть исключением или отхождением от жизни евангельской, но должны служить примером всей церкви. Монахи должны жить, удаляясь от греховности мира, отрекаться греховности и посвящать себя всецело послушанию Богу. Монашество считается своего рода "вторым крещением", обновлением крещальной клятвы, таинством и исполнением заповеди возлюбить Бога и ближнего.
Монашество преподносилось как "таинство любви", где люди посвящали себя служению Богу и ближнему, тем самым исполняя первую и вторую заповеди Нового Завета. Причем служение Богу считалось более приоритетным, потому что являлось основанием для любви к ближнему. По мысли Василия Великого это выглядело так: ты любишь Бога всей душой в уединении и молитве, в результате наполняешься любовью к ближнему, и в итоге начинаешь кормить голодных, помогать нуждающимся, миссионерствовать и так далее.
Один из духовных старцев, который является интересным примером, - это авва Диоскор. Его всегда можно было видеть рыдающим в своей келье. И когда один из монахов, его учеников, спросил: "А почему ты всегда плачешь, отче?", тот ответил, что постоянно оплакивает свой грех. В этом состоит отправная точка восточного монашества - ощущение собственной греховности перед Богом и жажда прикосновения к Нему. И тут как нельзя к месту будет цитата Святого Антония:
Наша главная задача - всегда помнить о своей греховности пред взором Божьим.
И второй важный момент заключается в эсхатологии монашества. Эсхатология изучает то, какой будет жизнь в конце времен. Через отречение от мира монах живет так, как в последние дни, и тем самым возвещает пришествие новой эпохи.
Возьмем, например, институт брака. Как известно, большинство христиан женятся, выходят замуж и тем самым входят в некое таинство любви. В браке супруги проявляют любовь к Богу через любовь друг к другу. Но монахи в брак не вступают. Они выражают любовь к Богу напрямую, полностью посвящая Ему всю свою жизнь без остатка. Монашество считает, что жизнь отшельника является откровением жизни грядущей, то есть неким высшим образом и целью для всех остальных христиан, и именно в этом заключается их проповедь миру.
Что ж, я отдаю себе отчет, что такие объяснения могут показаться неубедительными многим современным верующим (особенно неправославным), а уж тем более, неверующим людям. У меня самого возникли и продолжают возникать вопросы к практике монашества по мере изучения данной темы.
В следующий раз мы поговорим о том, как монахи жили и чем занимались, а пока добро пожаловать в комментарии.
Как вы считаете, является ли проповедь монахов эффективной? Может ли у человека появиться желание стать христианином, глядя на их пример?