Найти тему
Ночной киноэкспресс

"Жизнь других": фильм о тайной полиции в ГДР

Жизнь других | Das Leben der Anderen | 2006

Режиссёр: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк

«Штази» (нем. Stasi) – тайная полиция ГДР, аналог КГБ и ЦРУ

Герд Вислер (Ульрих Мюэ) – работник Штази. Он – образец верности и преданности работе и режиму. На дворе – 1984-й год. Мало кто в Восточном Берлине знает, что скоро Берлинская стена падёт, страна объединится, а социализм станет пережитком прошлого. Поэтому Штази работает в штатном режиме. Руководство даёт Вислеру задание: следить за успешным драматургом Георгом Драйманом (Себастьян Кох) и его подругой, не менее успешной актрисой Кристой-Марией Зиланд (Мартина Гедек).

Завязка фильма «Жизнь других» немецкого режиссёра Флориана Хенкель фон Доннерсмарка сразу же, без долгих вступлений погружает зрителя в мир, где тотальная слежка за людьми – это норма. Следует похвалить создателей фильма, так как было очень легко уйти в банальную критику тоталитаризма и наивную антиутопию. Вместо этого они решили снять историю о конкретных людях, которая вместе с этим затрагивает важнейшие для современного общества темы: вмешательства в частную жизнь, нарушения прав и свобод граждан и обречённость страны, которая слишком сильно сосредоточена на контроле за своими же жителями.

Главное чувство, возникающее при просмотре «Жизнь других», – это напряжение. Любой поступок и даже любое слово персонажа может стать роковым, ведь оно неизбежно станет достоянием Штази. Вообще, наиболее зрелищными сценами следует назвать те, в которых показана работа немецких спецслужб.

С одной стороны, они восхищают, так как Вислер и его коллеги работают как единый, идеально отлаженный механизм. Менее чем за 10 секунд экранного времени уходит на взлом двери, обыск и установку жучков в квартире Драймана. С другой стороны, приходишь в ужас при осознании того, что всё это направлено не против шпионов, диверсантов или террористов, а против простых людей, которые привлекли внимание не тех людей из правящей верхушки.

Создатели фильма «заставили» Вислера следить за людьми творческих профессий не просто так. Ведь принято считать, что именно они, а не простые рабочие, позволяют себе чересчур смелые и неприемлемые мысли. Они – противоположность Вислеру. Однако контраст не строится на банальностях вроде «Драйман – хороший, а Вислер – плохой». Противоположность касается не сколько их характеров, а обстановки, в которой они живут и работают.

-2

Сцены в квартире Драймана показаны в основном в тёплых цветах, создающих домашнюю обстановку. К нему часто приходят друзья и коллеги, чтобы обсудить темы, о которых они не могут говорить на людях. Ну и конечно же любовные отношения между ним и Кристой призваны заставить зрителя забыть, что за окном стоят сотрудники Штази, мрачные и сливающиеся со стенами. Но и в такие моменты происходящее не скатывается в романтический фильм, ведь постоянным «гостем» Драймана является Вислер.

Если дом Драймана – уютный и всегда наполнен жизнью, то Вислер большую часть времени проводит на чердаке прямо над ним. Тёмный, грязный и лишённый жизни, в этом чердаке Вислер изредка балует себя общением с другими людьми. Как правило, это его сменщик, который относится к слежке как к прослушиванию очередного подкаста. Даже у себя дома Вислер показан как тень: скромный, незаметный, без настоящей дружбы и любви. Однако его персонаж всё равно вызывает симпатии.

-3

Сценарий мог легко испоганить задумку фильма. Вислера могли сделать нарочито отрицательным персонажем, карикатурным до пошлости олицетворением политического режима. Но и здесь мы имеем дело с живым, сложным персонажем, смысл которого не сводится к банальному противостоянию с невинными и просто так угнетаемыми людьми.

Главным героем следует назвать Вислера, так как самые главные изменения происходят именно с ним. Слежка за Драйманом начиналась как своеобразная игра, вызов, ведь никто точно не мог сказать, в чём он виновен (и виновен ли вообще). Вислер взялся за дело, чтобы проверить свои навыки и показать начальству, что его считают профи не просто так. Однако со временем Вислер, который всё больше и больше узнаёт о Драймане, начинает сопереживать ему. Он начинает сомневаться в своей работе и в себе самом.

-4

Вообще, процесс трансформации главного героя из приверженца режима в лоялиста по отношению к Драйману не настолько очевиден и заметен, как хотелось бы многим зрителям. Действительно, трудно выделить переломный момент, который делил бы персонажа Вислера на «до» и «после». Опять же, создатели фильма могли избрать путь наименьшего сопротивления и придумать причину, которая изменила бы отношение главного героя к тому, что он делает. Например, невинное осуждение жены, которое открыло бы ему глаза на истинное положение вещей. Но это выглядело бы настолько банальным, что нарушило бы тот контраст между героями, о котором написано выше.

-5

Но вопрос остаётся открытым: почему Вислер ни с того ни с сего изменился в лучшую сторону? Сам режиссёр не даёт конкретного ответа. Может быть, он что-то скрывает от нас, и какая-то мельчайшая, несущественная деталь фильма содержит ответ на этот вопрос. А может, не нужно причин, чтобы даже закоренелый работник тайной полиции проявил сострадание? В любом случае жизни Драймана и Кристы становятся отчасти и жизнью самого Вислера. Если раньше он был простым наблюдателем, то теперь он превратился в непосредственного участника, пусть о его существовании даже не подозревают.

-6

Этот вопрос возникнет скорее всего после просмотра фильма, так как действие держит напряжение до самого конца. Напряжение из-за тотальных слежки и контроля постоянно напоминает о себе. Оно никуда не пропадает, даже если речь идёт о сердце Штази – штаб-квартире Министерства государственной безопасности ГДР. Именно там мы и знакомимся с Вислером, который учит студентов эффективным методам допроса, делясь своим собственным опытом. Позже мы возвращаемся сюда, чтобы наблюдать за незначительной казалось бы сценой: один из молодых сотрудников рассказывает шутку об Эрике Хонеккере (глава ГДР), что равносильно анекдоту о Сталине. Вислер и его начальник и здесь выступают в роли сторонних наблюдателей (точнее, слушателей). Несложно догадаться, какая участь может ожидать любителя подобных шуток…

Очевидно, что за рассказанной историей стоит критика. Режиссёр показывает катастрофу и безысходность политического режима, который для ныне единой Германии давно стал историей. Фильм вышел в 2006-м году и сразу же стал успешен. Помимо солидных сборов (по меркам авторского кино) и статуэтки «Оскар» за лучший фильм года на иностранном языке, «Жизнь других» получила зрительское признание (в том числе за пределами Германии) и прочно закрепилась в списках лучших картин.

Наверное, фильм захватывает из-за своей центральной темы. Слежка, прослушивание телефона, постоянный риск быть пойманным за руку – всё это в какой-то степени было актуально в 2000-х гг. Сегодняшний день исключением не является: постоянные утечки из спецслужб, скандалы со слежкой в мобильных устройствах, «Wikileaks» и «Пакет Яровой» позволяют прийти к простому, но страшному выводу – с 1984 года мало что изменилось. Разумеется, есть разница между Штази и «Netflix», так как последний с помощью «Big Data» помогает подобрать фильм или сериал для просмотра. Но сам факт того, что мы никогда не остаёмся наедине с самыми близкими и сами с собой и вызывает ощущение тревоги.

Фильм «Жизнь других» просто напоминает о том, что может случиться, если люди по ту сторону провода начнут злоупотреблять своими возможностями и перестанут считаться с нашими правами.