А вы заметили, что уровень стресса людей за последние лет 20 вырос до такой степени, что стал заметен абсолютно невооруженным глазом?
У меня ощущение, что на кого не посмотришь — все бегут, спешат и ничего не успевают. Все на нервах — хочется это, и то, и это, а на выходе получают, ну, процентов 20 из того, что хотели бы реализовать. Не важно, за день или за год. А те, кто живёт процентов на 40-60, уже давно забыли, что такое полноценный сон и отдых, обрели добрую долю хроники по здоровью и перманентно находятся в состоянии “не знаю, за что хвататься”.
Во фрилансерской и бизнес-среде это явление, пожалуй, даже более распространённое, чем среди работающих по найму. Ведь с нами играет шутки пресловутая свобода, с которой ещё надо знать, что делать, чтобы получить в награду жизнь мечты.
Есть люди, которые дышат полной грудью и используют ресурс жизни совсем иначе. Они уже давно закрыли для себя тему, о которой мы здесь планируем поговорить.
Если кто не в курсе расхожей притчи, расскажу. Я её видела у Стивена Кови, вроде, она родилась задолго до его книг, но у него звучит так:
“Некий человек увидел в лесу дровосека, с большим трудом пилившего дерево совершенно тупой пилой. Человек спросил дровосека:
— Уважаемый, почему бы вам не наточить свою пилу?
— У меня нет времени точить пилу, я должен пилить! — простонал дровосек”
Давайте и мы остановимся, чтобы “заточить пилу”, и поговорим о том, как избыток информации становится источником стресса, и что можно с этим сделать, если сбегать в горы Шаолиня в наши планы как-то не входит.
Содержание
- Информационный шум как неизбежное зло
- Чем чревата “информационная игла”?
- Как выделить полезную информацию в общем потоке?
- Что самое важное и самое сложное? Учимся отдыхать.
Информационный шум как неизбежное зло
Информация поступает к нам на протяжении длительных периодов в течение дня. Причём независимо от того, желаем мы этого или нет.
В основном это зрительная и звуковая информация. И большая часть из неё ведёт к информационной перегрузке, о которой мы даже не задумываемся. Вы ведь уверены, что уже давно научились “отключаться” от рекламы? Тогда посмотрите на картинки.
Это — типичный такой Челябинск.
А это тот же Челябинск, но...
Что здесь изменилось? Как ощущения?
Вы продолжаете верить, что фильтруете всё и вам реклама не страшна?
Я обожаю фотопроекты в духе “Город без рекламы” — за то, что вскрывают на самом деле проблему. Впрочем, решать её невыгодно, но это лирика. А несколько лет назад в Москве был момент, когда метрополитену, видимо, спешно пришлось разорвать контракт с агентством, которое обеспечивало ему продажу рекламных площадей. И реклама со стен над эскалаторами пропала. И знаете что?
Я неделю (не-де-лю!) каждый день ездила на работу, смутно понимала, что что-то не так, но не могла понять — что именно. Это вот тот самый эффект: “Я же её даже не замечаю, рекламу эту”. Замечаю, и ещё как.
Просто блокирую на подходе к сознанию. Вот беда только в том, что мозг-то всё равно весь этот хлам сохраняет. Да, в подсознании. Но, уверяю, от этого только кажется, что легче. Впрочем, на тему влияния подсознания на повседневность уже специалистов читайте.
А, да, забыла: вы же фрилансеры и из норки выходите редко. Но и это не решает проблемы. Чтобы добраться до нужной информации в Сети вы буквально продираетесь через кучу хлама. Начиная от той же рекламы и заканчивая выбором поисковых систем, якобы поумневших, но всё ещё часто выдающих весьма бесполезный контент на первых страницах. Иногда 10-20.
Пока сознанием вгрызаешься в информацию на сайте, периферийным зрением ловишь услужливо подкидываемую рекламу. А всплывающее окно с подписочкой не желаете? Нет? А, может, всё-таки да?
И так по 20-30-100 раз в сутки.
Всё это и называется информационным шумом. А ещё добавьте сюда соцсеточки. Знаете, на сколько групп я подписана?
Мои группы ВКонтакте.
И это только четверть, примерно, которые влезли в скрин одного экрана. Утомлять вас лонгскрином смысла не вижу — поверьте на слово. А ещё 225 пабликов и 223 друга, каждый из которых непременно что-нибудь да постит. Вы представляете, на что похожа моя лента?
А вот и не угадали. Она выглядит так.
Моя лента новостей.
Хотите также? Не хотите. Потому что переходить к этому, если соц. сети вошли в привычку — невероятно сложно. Ты сидишь и обновляешь раз в несколько минут ленту, в которой ничего не появится — по крайней мере, у меня было именно так.
Готовы попробовать? Ок. Как это сделать, расскажу чуть позже.
Вы всё ещё гордитесь, что давно выбросили телевизор и пользуетесь только компьютером, а значит, не так глупы как серая масса?
А, даже и не выбрасывали? Фоновый телевизор — это бомба. Вы просто делаете свои дела. А он меж тем льёт вам в уши ушаты всякой ненужной… да-да, снова информации. То же самое — радио. И даже самая, казалось бы, медитативная музыка во время умственной работы даёт довольно сильную нагрузку, хоть и снова внешне кажется, что всё в порядке.
А ещё новости. А то вдруг где-нибудь в далёкой Африке перевернётся грузовик с жирафами, а я не узнаю об этом. Страшно подумать, что же тогда будет. Новостей, которые вам нужны не так уж много. И едва ли они обойдут вас стороной.
Если присмотреться внимательно к своему повседневному обращению с информацией, то велика вероятность увидеть, что мы не просто потребляем информацию гигабайтами, но и зависимы от неё.
Чем чревата “информационная игла”?
В психологии есть такое понятие, как информационная перегрузка. Распознать её можно по:
- расконцентрации;
- ухудшению памяти;
- допущению ошибок в работе по рассеянности.
А ещё по таким “телесным” признакам, как повышение тревожности, а то и вовсе проявлению через тошноту, головокружения, нарушение сна, аппетита, напряжении в шейной и челюстной областях.
Конечно, первое что приходит в голову — бороться с симптоматикой. И это даже на время помогает, но потом всё возвращается или “выстреливает” другим симптомом.
Поэтому я советую быть более чуткими по отношению к себе, к своей жизни, тому, как мы в ней проявляемся и “что едим”, в том числе в плане информации.
Как выделить полезную информацию в общем потоке?
Надеюсь, уже достучалась до вашего сознания в части идеи о том, что количество потребляемой информации надо сокращать, шумы ненужные по возможности отключать или хотя бы не смешивать с рабочим процессом.
Информационным шумом называется неотфильтрованный информационный поток. Но в нём же есть и действительно нужная информация. И чтобы её выделить, нужно понять, что нам нужно и, в идеале, зачем нам это нужно. И потом уже искать способы получать её наименее ресурсозатратным способом, минимизируя “информационный шум”.
Основная задача вообще разложить свой типичный инфопоток на полезные и бесполезные, а то и вовсе вредные, компоненты.
Если речь идёт о телевизоре или радио — то мы смотрим программу передач и включаем их только в соответствующее время. На рекламе в идеале отключаем звук, а лучше и экран тоже.
Информацию компьютерно-интернетную тоже анализируем. В борьбе с излишне агрессивной рекламой помогают программки-блокировщики. У меня AdBlock стоит на ноуте, которым пользуется ребёнок.
Сама пока думаю, ставить ли, потому что иногда ловлю рабочие идеи в чужих рекламных объявлениях. Так что вопрос рекламы для меня пока не обрёл точного знака “+” и “-”, хотя, учитывая качество основной её массы, вывод, конечно, напрашивается.
В соц. сетях тоже всё просто отфильтровывается. Обещала рассказать, как вычистить под ноль ленту ВКонтакте. Пожалуйста. Видите в правом верхнем углу воронку рядом с “+”? Это чудо-кнопка фильтрации, наверняка знакомая многим. Нажимаем на неё, потом на кнопку “Действия” и заветную “Скрыть все”.
Как скрыть новости из ленты ВКонтакте
Делаю так периодически. И вам рекомендую. Тем более что интересы и приоритеты меняются. Подписка на половину сообществ была спонтанной и случайной и т.д. Сидеть с пустой лентой, конечно, как-то совсем сурово. А вот настроить показ только действительно интересных новостей стоит.
Фильтр ленты ВКонтакте
Потом, правда, засор снова приобретает масштабы и приходится дублировать действие.
Но мой способ не особо энергозатратный и вполне эффективный — видела людей, которые вручную выходят из сообществ, у меня столько временного ресурса нет, да и тратить его так бездарно мне как-то жаль.
С электронной почтой тоже помогут фильтры. К ней применим “Метод пустых входящих”. То есть все письма, попадающие во входящие, раскидываются по папкам. Какие-то автоматически правилом, какие-то вручную.
Папки лучше задавать, ориентируясь на своё удобство. У меня это 3 основных: по времени, которое есть на обработку, проектные и архив. “Входящие” при этом остаются пустыми, и приходящие письма легко видны и раскидываются за 3-5 минут по соответствующим папкам.
Пустые Входящие
Если воспользоваться всеми этими настройками, то уже легче дышится. Потом стоит поработать с тайм-менеджментом и взять себя в руки. Выделить определённое время на соц. сети, на обработку почты, сёрфинг по сайтам, просмотр видео и новостей. Обязательно ставить на таймер. И сразу по сигналу прерываться. Это не критично. Практически всё ждёт.
Кстати, ещё в разы спокойнее становится, если отключить уведомления с соц. сетей и мессенджеров на смартфоне. Настроить только важные или хотя бы снять с приложений вибрацию и звук.
Что самое важное и самое сложное? Учимся отдыхать
Как мы с вами отдыхаем? Господа фрилансеры особенно?
Да, конечно, в кроватке с планшетиком — сериал смотрим, книжечку читаем, в соц. сетях что-то в сотый раз обсуждаем.
Уберите — подсветку и мелькание символов, картинок. Этого уже было достаточно. Выберите время для полноценного отдыха.
Я вначале обращала внимание, что максимум информации, идущей через нас — звуковая и визуальная. Причём по большей части это тексты, графика или мультимедиа, звуки — синтетические, часто именно голосовые.
Заметили, что практически не поступает обонятельная, вкусовая и тактильная информация?
Правильная организация отдыха позволит, в том числе, восполнить именно их. Повремените с вербальным общением (кстати, частично оно тоже может относиться к пустому информационному наполнению, и к вредоносному тоже).
Выйдите на улицу, лучше в парк, лес — сменится визуальная картинка с компьютерной синтетики. Звуки природы тоже успокаивают. Потрогайте разные поверхности, обратитесь к обонянию — что вы чувствуете?
Ещё вариант — занятие творчеством, игры с детьми, физическая активность. Всё это не связано с информацией. Выключите телефон. Войдите в процесс.
И, кстати, перестаньте генерировать (точнее мысленно мусолить) информацию. Не нужно обдумывать сделки и разговоры с клиентами, не нужно строить планы и думать, что же вы забыли в магазине. Это самое сложное, но без этого полноценного отдыха от информационного перегруза не получится.
В идеале, лучше исключить информационное вливание в первые 30 минут после пробуждения и в последний час перед сном. Попробуйте — и оцените новое качество сна.
А если хотя бы раз в месяц целый день проводить так, чтобы в нём не было никаких гаджетов совсем, в идеале, опять же на природе. Или, может быть, в аквапарке — где информации минимум и максимум тех ощущений, которые не задействованы в повседневности, то можно почувствовать, как давила информация. Высвободиться от неё. И вернуться готовым к работе, сконцентрированным, с новым взглядом на старые задачи.
Мне нравится устраивать такую перезагрузку. Попробуйте и вы! Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями. Есть что сказать? Напишите комментарий ниже.
Оригинал статьи размещён здесь.