В середине ХХ века западное общество пережило период резкого взлета производства, в результате чего появилось много разнообразных товаров. Для этого необходимо одно важное условие - экономика должна быть рыночной, а государство не должно мешать бизнесу и должно защищать частную собственность.
У людей появилась возможность выбирать из большого количества товаров и услуг, интересы и желания потребителя стали определяющими при их производстве. Это явление сразу начали осмыслять социологи и философы, и появилось понятие "общество потребления". Первым это понятие употребил Эрик Фромм, оно прижилось и было использовано также Жаном Бодрийяром, который сделал его названием своей книги «Общество потребления. Его мифы и структуры», вышедшей в 1970 году.
Общество потребления основано на массовом потреблении, то есть товары и услуги доступны подавляющему большинству населения. Притом они хорошего качества. Поэтому в подобном обществе довольно большая доля среднего класса, являющегося главным потребителем. Эти люди формируют потребительскую культуру общества, в которую заложены определенные требования к товару и услуге.
Например, СССР не был обществом потребления, плановая экономика здесь создала дефицит всего и вся, качество товаров и обслуживания было низким. Зачем стараться, если в условиях отсутствия изобилия товаров и так возьмут все, что появится на прилавках?! Если советский человек оказывался "на Западе", его в первую очередь поражало обилие товаров и вежливость продавцов. Об этом, вернувшись, рассказывали как о чуде.
Общество потребления меняет концепцию вещи. Имеется в виду, что в прошлое уходят заплатки, починки и прочее такое. Чаще всего проще выбросить сломавшуюся вещь, чем чинить ее. В обществе же распределения одну вещь используют до последнего, например, мамино пальто перелицовывают, и его носит потом дочь, далее его донашивает младшая. Потом из наиболее сохранившихся частей шьют, например, жилетку бабушке, а когда она умирает, из это жилетки могут выкроить еще теплые домашние носки.
В обществе потребления никто не делает так. Надоевшее пальто выбрасывают или могут отдать в секонд хэнд и покупают новое. Более бедные могут его купить в секонде, но и они не носят его до дыр.
Еще одно изменение, пришедшее с обществом потребления - это новый стиль торговли, появление огромных магазинов, где есть буквально все в одном месте. Торговые центры и супермаркеты концентрируют в себе огромное количество разнообразных товаров. В результате, посещение этих мест становится разновидностью отдыха, своего рода развлечением и игрой. Тем более, что в современных торговых центрах не только торгуют, внутри находятся всякие другие учреждения, вплоть до аквапарка, не говоря уже о парикмахерских, кино, выставочных залах и кафе.
Общество потребления пронизано символизмом. Появляется понятие "бренд", которое имеет чисто символическое значение. Бренд становится показателем принадлежности к определенному кругу. Если на вас костюм от Армани, это характеризует ваш статус, равно как и костюм от Залюбинской швейной фабрики (условно говоря). Хотя на самом деле чисто внешне оба костюма могут быть не сильно отличимы.
Желание иметь символическую вещь толкает потребителя на такие глупые поступки, как взятие кредита исключительно чтобы купить что-то. Например, телефон последней модели. Вполне можно было бы ходить еще с прежней моделью, но мозги уже настроены на то, что необходимо постоянно менять вещи и иметь все только новое.
Россия стала превращаться в общество потребления не так давно. То, что западные страны пережили еще в середине прошлого века, сейчас у нас. Все механизмы уже известны. Так что и изучать нас проще.
Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:
Зачем нужны социальные нормы и надо ли им следовать
Плюрализм в философии и политике: что это такое и чем отличается
Загляните на досуге в этот пост в другом блоге:
Карикатуры Герхарда Хадерера: поразительно точное отражение современной жизни