Сразу третья часть - это потому, что серия заметок, про отечественный хард-рок, будет логическим продолжением двух предыдущих, написанных моим соавтором МЮ, посвященных русскому року и вызвавших на нашем канале нешуточную полемику.
Посетителей и авторов комментариев, считающих, что "в совке рока не было, нет и не будет", и "все нормальные люди слушают только Западную музыку", убедительно прошу не беспокоится. Ваша точка зрения нам хорошо известна, спорить с ней бесполезно. Для тех же, кто согласен, что рок в СССР все-таки был, попробую пояснить, что меня подвигло на то, чтобы взяться за эту тему. Недавно нашел в старых бумагах тетрадку, служившую чем-то вроде каталога моей тогдашней кассетной фонотеки, увы почти полностью безвозвратно утраченной. Завел я эту тетрадку просто для того, чтобы не забыть, что кому дал послушать или переписать. В списке оказалось больше двух сотен сделанных на микрофон в первой половине 80-х годов записей с концертов как до сих пор популярных и всем известных, так и прочно забытых групп и исполнителей. Какие имена, какие события! "Первый концерт Альфа-Центавры в Курчатове" (потом это стало просто Альфой Сарычева), "Смещение в Ивантеевке - зима 1981 г.", "Пасха-82: Автограф, Круиз, Воскресение", "Фестиваль в Долгопрудном", "ДК Правда - Секрет, Зоопарк, Пепел", "Пасха-83: Градский, Гулливер, Цитадель, Футбол", "Аракс в Зел.театре", "Выезд в Питер - сейшен в ДК Ленсовета", "Фестиваль в Черноголовке", "Подольск" и т. д. Многое сейчас доступно в приличной аудио-
Видео канала Сергей
и даже видеозаписи.
видео канала ironbask
Потом я занялся занимательной арифметикой и прикинул, что в восьмидесятые - начале девяностых, когда я раза 3-4 в неделю посещал концерты и "сейшены", принимал участие в организации некоторых из них, да и сам поигрывал в нескольких группах, я посетил порядка двух с половиной тысяч разных "рок-мероприятий" - от "квартирников" до крупных фестивалей. Понятно, что выступлений "импортных" исполнителей среди них было не так много. А вот отечественный хард-рок, с учетом моих тогдашних (да и теперешних) пристрастий, составлял заметную часть.
С некоторым удивлением я понял, что очень многие концерты довольно хорошо запомнились - сильные впечатления, не забитые всякой ерундой "ячейки памяти" и, вообще, - молодость... Какие-то забытые детали (например, по составам) сейчас можно найти на соответствующих ресурсах. Вот так и возникла идея поделиться некоторыми впечатлениями и вспомнить хотя бы некоторых героев отечественной "тяжелой сцены" тех славных времен. Только тех - кого довелось видеть "живьем". Так что не судите строго - энциклопедии не получится.
Но прежде хотелось бы определиться с терминологией. Подчеркну, что это чисто моя, условная и совсем "ненаучная" классификация, придуманная для того, чтобы как-то ориентироваться в море музыкальной информации. Навязывать ее кому-либо я не собираюсь.
Так "советский рок" (равно как и советский джаз, эстрада и музыка вообще) имеет, в моем понимании, четкие временные и географические границы. К нему я отношу исполнителей, которые выступали, записывались, состоялись и добились успеха во времена и на территории СССР, даже если они продолжают свою деятельность и поныне. Например, "Ария" или Гарик Сукачев. В этом плане не имеет значения, на каком языке они пели или вообще играли чистый инструментал. Для меня и туркменский джаз-роковый "Гунеш"
Видео канала BestDrummerShow
и лиепайские "металлисты" "Ливы"
Видео канала vm8383
и якутский прог "Чолбона"
Видео канала Elleyada2010
и одесский "Бастион"
Видео канала DenZanuda
- все это "советский рок".
Под "хард-роком" (по крайней мере в рамках этого сериала) я понимаю все разновидности более-менее "тяжелой" музыки - от AOR и "глэма", до экстремальных видов металла. Просто так будет удобнее. При этом я исхожу из того, что хард-рок группы могли исполнять и вполне "попсовые" номера
И наоборот. Кто скажет, что "Воскресение" Константина Никольского из репертуара одноименной группы не хард-рок?
Видео канала Сергей
А "По дороге разочарований" Алексея Романова не реггей?
Видео канала WHITE WHITE
Хотя "воскресенцев" ни "металлистами", ни "растаманами" никто не считает.
В заключение хотел бы вернуться к теме "русского рока". Повторюсь, в моем понимании к нему относятся музыканты, исполняющие в рок-стилистике (самого широкого диапазона) песни на русском языке или его диалектах, тексты которых имеют определенный смысл и самостоятельную ценность, а не являются лишь "приложением" к музыке. Понятно, что понятия "смысл" и "самостоятельная ценность" крайне субъективны. Равно как и "рок-стилистика", включающая в себя и рокабилли, и металл, и прог, и панк и т.д. Причем исполнители могут быть не только русскими или российскими. Например, некоторые вещи современного латвийского Brainstorm, такие как "Ветер" с альбома Four Shores 2006 года вполне вписываются в понятие "русского рока".
Видео канала Prāta Vētra / BrainStorm
Также более чем условна граница между "русским роком" и бардовской или авторской песней, и даже (не к ночи будет помянут) так называемым "шансоном". Как пример песня Зои Ященко и "Белой Гвардии".
Видео канала dugara75
На всякий случай повторюсь, что все эти определения и классификации являются моим субъективным мнением, не претендующим на универсальность.
Для тех, кто всё это прочитал, продолжение следует...