Найти тему

Не хочу вспоминать!

Ещё один очень частый запрос в психотерапии - доктор, помогите, мне очень плохо, нет уже больше никаких сил, но давайте не будем трогать прошлое.

Давайте начнём лечиться с сегодняшнего дня, работать с сегодняшними эмоциями, с сегодняшней ситуацией, и как, это чаще всего бывает, с сегодняшними отношениями. С ними давайте работать, а в прошлое - ни-ни, не хочу, там больно, тяжело, не хочу туда смотреть и вспоминать.

Хочется забыть, как не было, и начать жизнь с чистого листа. Идея в целом понятная, но так не получится.

Для меня, как психоаналитика, это звучит примерно так - о, гангрена! Давайте позовём визажиста и закрасим ее как-нибудь красивенько. Забелим, припудрим, брызнем духами. Потом проведём аутотренинг и внушим себе, что ее нет, что жизнь хороша, и лучшее, конечно, впереди.

То восприятие жизни, что есть сегодня - себя в этой жизни, в отношениях, в семье, в обществе, самооценка, ожидания от себя и от мира вокруг - сложилось очень давно, в годы детства. Собралось, как мозаика, из отношений родителей и ребёнка, из отношений родителей между собой и с другими людьми.

Из детства безопасного, напитавшего ребёнка силами и уверенностью в себе и в том, что он справится в завтрашнем дне, что он достоин любви, и жизнь, в целом, радостна и приятна.

Или из детства небезопасного, принёсшего уверенность, что мир грозит неприятностями, а ты маленький и ничтожный, и мир, конечно, раздавит тебя.

Восприятие себя - какой я? Что я могу? Хвалю я себя за сегодняшний день или ругаю? - это родительские установки, встроенные в сознание ориентиры, Супер-эго, как говорят психоаналитики. Наблюдающее и критикующее, голосом мамы говорящее - у тебя не получится.

Алгоритмы поведения с другими людьми прямо копируются в детские годы с отношений родителей между собой, с ребёнком и с другими людьми. Психика записала их и непрерывно повторяет по кругу во взрослой жизни. То есть, те виды реакций, поведения и взаимоотношений, что лежат за пределами семейной истории, психика ребёнка просто не знает.

То как мы себя воспринимаем, как воспринимаем мир и как способны реагировать буквально «прошито» в психике. И это не фигура речи - сформировались нейронные сети, которые психика привычно задействует.

И без того, чтобы обратиться в место формирования и создать новый алгоритм, не обойтись.

Я подробно останавливаюсь на детских годах, как наиболее сильно влияющих на психику человека, фактически, сформировавших ее, но бывает, что сильнейшее значение на состояние «сегодня» оказали, например, многолетние предыдущие отношения в паре, запустившие свои цепочки и алгоритмы, тогда в работе будет необходимо обратиться к ним.

В любом случае, психотерапия - это про перенестись в прошлое и изменить отношение к нему, чтобы будущее стало лучше.