«Договоры с русскими не стоят той бумаги, на которой написаны»
Эти слова принадлежат немецкому канцлеру Отто фон Бисмарку. Но так ли он сказал на самом деле?
В действительности эта фраза вырвана из контекста его высказывания:
«Не надейтесь, что, единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут – не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть».
Бисмарк известен своими многочисленными меткими высказываниями, ставшими афоризмами, которых хватило бы на целый сборник. Сегодня стало «модно» использовать их в политических дискуссиях в конъюнктурных целях, направленных против России.
Любопытно, что в наследие нам осталось немало высказываний Бисмарка о России. Например,
«Заключайте союзы с кем угодно, развязывайте любые войны, но никогда не трогайте русских».
«Никогда не верьте русским, ибо русские не верят даже самим себе».
«Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведёт к распаду России, которая держится на миллионах верующих русских греческой конфессии. Русские, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как находят этот путь друг к другу разъединённые капельки ртути. Это неразрушимое государство русской нации сильно своим климатом, своими пространствами и своей неприхотливостью, как и осознанием необходимости постоянной защиты своих границ».
Почему немецкий канцлер так много говорит о России? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать один из периодов его биографии.
Отто фон Бисмарк (1815-1898), «железный канцлер», вошел в историю, как великий объединитель Германии. 18 февраля 1871 года он провозгласил создание Германской империи — Второго Рейха и стал его первым канцлером. Будучи жестким политиком, не гнушаясь ничем ради достижения своих целей, он считал:
«Великие вопросы времени решаются не речами и резолюциями большинства, a железом и кровью».
Результат: за девять лет – три войны. Но прежде, чем стать «железным канцлером, Бисмарк прошел великолепную школу европейской дипломатии. В 1859 году он в качестве посла Пруссии прибывает в Петербург.
Поначалу Россия ему кажется ссылкой.
«Меня поместили в холодильник на Неве», - пишет он в одном из писем на Родину.
Чужая страна встретила гостя метелями, бескрайними заснеженными равнинами и морозом. Справившись со всеми трудностями адаптации, преодолев бытовые и финансовые проблемы, наконец, надежно устроившись на новом месте, спустя год Бисмарк перевез к себе жену и детей.
За три года дипломатической службы в Петербурге будущий «железный канцлер» сумел понять многое о России: ее государственность, историю, народ, национальный дух и характер, не последнюю роль в этом сыграло знание русского языка, который он выучил за несколько месяцев, беря уроки у одного студента.
«…Когда на разъездах кричали «экипаж прусского посланника», все русские лица с добродушной улыбкой смотрели кругом, точно они проглотили рюмку 90-градусной водки», - писал Бисмарк в одном из писем.
Он испытал немало острых ощущений, активно включившись в свой новый период русской жизни: посещал балы и званые обеды, официальные приемы и театры, познакомился с царскими забавами, ходил на медведя и даже влюбился. Роман с юной княгиней Екатериной Орловой (Трубецкой) он сохранил в сердце на всю жизнь.
Дипломатическая школа Петербурга многое дала Бисмарку как будущему политику и государственному деятелю, а князь Александр Горчаков, глава русского внешнеполитического ведомства, стал его учителем.
«Русские долго запрягают, но быстро едут»,- так охарактеризовал он наших соотечественников.
Не все знают, что Бисмарк носил перстень, на котором было выгравировано русское слово «nitchebo». С этим словом связана целая история, которая, якобы, произошла с ним в России.
Бисмарк нанял ямщика, но усомнился, что его лошади могут ехать достаточно быстро. «Ничего-о!» – отвечал ямщик и понесся по неровной дороге так бойко, что Бисмарк забеспокоился:
«Да ты меня не вывалишь?». «Ничего!» – отвечал ямщик.
Сани опрокинулись, и Бисмарк полетел в снег, до крови разбив себе лицо. В ярости он замахнулся на ямщика стальной тростью, а тот загреб ручищами пригоршню снега, чтобы обтереть окровавленное лицо Бисмарка, и всё приговаривал: «Ничего… ничего-о!»
Неудивительно, что Отто фон Бисмарк, железный канцлер Германии, так много говорил о России: он хорошо знал эту страну, восхищался ее историей и культурой и, будучи умным и дальновидным, своим потомкам завещал никогда в открытую не воевать с Россией.
Источники:
1. 13 известных фраз, которые вырваны из контекста // Наша молодежь. – 2016. № 19. – С. 34-35
2. Дударев В. Операция «Ы»: Отто фон Бисмарк в Санкт Петербурге / В. Дударев // Родина. – 2009. - № 1. – С. 45-48