- И ничего не бойтесь !
Экзамены сдадут все. Никто на второй год не останется.
Мы научили вас чему смогли, дальше - сами ! Мы были одной семьей, иногда дружной, иногда не очень. Но вы были наши дети !
Теперь перед вами открывается жизнь, и каждый устраиваться в ней будет сам !
Мы сидим на матах в спортзале на последнем занятии физкультуры.
Мы слушаем нашего физрука и еще не совсем понимаем смысл его слов.
Для нас ясно только одно - послезавтра выпускные экзамены.
Рассказы взрослых о прекрасной студенческой поре казались мне странными.
Что в них такого хорошего и романтичного, что они закатывали глаза и готовы были выть на Луну ?! Что их так тянуло назад ?
Став студентом, я их не понимал...
Это же такой тяжкий груз: лекции, семинары, зачеты и экзамены.
Особенно зачеты ! Они представлялись как пропуск на экзамен, поэтому и нервировали. Наверное, только к четвертому курсу я пообвыкся и присноровился.
А так...
Занятия начинались неслыханно рано, в семь тридцать. И если от дома до школы было четыре минуты хода, то до института надо было еще доехать !Переполненный рабочим людом транспорт никак не ассоциировался у меня с романтикой.
Фишка была еще и в том, что институт располагался в нескольких корпусах,
расположенных друг от друга на приличном расстоянии, и если расписание занятий требовало, то надо было еще перемещаться из корпуса в корпус.
Главное здание с воздуха выглядело как серп и молот...
После школы на нас смотрели уже не на как детей, а мы ( вернее, я ) еще не знали как смотреть на взрослых.
Школьные учителя были для нас ВСЕМ, а эти преподаватели казались просто людьми, преимущественно со странностями.
Один, как выяснилось позже, терпеть не мог, если не посещали его лекции.
Казалось бы, затеряться в потоке из ста пятидесяти человек нет ничего проще.
Не тут то было !
Он тратил десять минут на перекличку, производимую лично. Всматривался в лицо встающего, словно пытался запомнить его на всю жизнь.
И горе было прогульщику !
Но это проявилось потом, на экзамене. Даже матерые отличники были нещадно " зарублены " из-за одного пропуска лекций ! Зато отпетый троечник, исправно отсидевший " от и до " был уверен в успехе.
Другой читал лекции как диктант. Не понявшие такого метода сообразили о необходимости записывать все " слово в слово " на первом же зачете.
Он почти ничего не спрашивал, только внимательно изучал конспекты.
Видимо помнил все наизусть, так как пропуск двух-трех фраз не оставался незамеченным, а стало быть, появлялись проблемы !
Третий вел себя как рубаха-парень. Залетал в аудиторию, приветствовал всех как старых друзей и густо перемежал свой доклад анекдотами и случаями из жизни.
Это по физике-то !
Неудивительно, что к концу лекции я с ужасом обнаруживал в тетради несколько восклицательных знаков, несколько вопросительных, ну и пару формул...
Все ! А в голове оставалось еще меньше !
Смысл студенческой песни " от сессии до сессии живут студенты весело " до меня не доходил.
Некоторые преподаватели " умудрялись " еще задавать задания на дом.
Как в школе !
И если на лекции еще можно было не слушать, забравшись куда-нибудь " на галерку ", почитать свое, то на занятиях в группе дела были совсем плохи.
Издевательство какое-то, а не романтика !
Запомнилась прощальная речь доцента по высшей математике. Полтора года он жевал нам про интегралы, ( даже двойные ! ), дифференциалы, всякие там параболоиды вращения, а расставаясь, поправил очки на носу и выдал:
- " Ну, кто из вас пойдет работать на завод, тому из всего пройденного понадобятся, наверное, только пропорция и логарифм." Подумав и посмотрев куда то вдаль, видимо, в будущее, добавил:
- " Нет. Логарифм не понадобится ! "
И действительно ! Пройдя не один завод, сменив массу профессий, я так и не встретил этого загадочного логарифма !
Какие уж там интегралы !
Много позже я подумал, что преподаватели в институтах такие же люди, преподавание для них такая же работа, чтобы получить кусок хлеба.
Ни больше, ни меньше. А быть Учителем, Наставником - это не каждому дано.
Для этого надо еще призвание иметь. И Желание.
Стройотряд после первого курса стал для нас, вчерашних школьников, испытанием на прочность.
Куда то увезли, в дождливую осень, подальше от города, сунули в руки лопаты - копайте траншею !
На второй день самый смелый из нас спросил бригадира, показывая на дремавший недалеко экскаватор:
- А им не лучше ? Не быстрее ?
На что и получил:
- А вы что делать будете ?!
Так и копали мы день за днем, а потом поднимали завязшую в глине железную дорогу. Прямо как корчагины !
И вопросы, почему она завязла, уже никто не задавал.
Затем собирали картошку на безбрежном колхозном поле.
Надвигался октябрь, в воздухе попахивало снегом. И выглядели мы на этом поле как арестанты - одни-одинешеньки !
За два дня до нашего возвращения в город, вдали показался трактор, перепахивающий землю.
Этот " смелый " опять высунулся с вопросом:
- Ведь там еще не убрано ?!
- И не уберете ! Не успеете !
А озимые сажать пора !
Повзрослев еще на год, мы отправляемся уже на " практику ". Так называется инженерная практика на сборочном конвеере Ижевского автозавода.
Спросите, а что общего между студентами-химиками и сборочным конвеером ?
Прямо как тот " смелый " что ли ?!
Так что не ждите ответа, он Вас разочарует !
Постепенно я начинаю понимать взрослых, сам взрослея день ото дня.
После смены не разгибается спина ! Приворачивая карданный вал, надо стоять внаклонку и успеть на четыре болта надеть четыре шайбы и завернуть четыре гайки.
И к следующему - бегом !
И к следующему !
И завтра то же самое !
На четыре уже не успеваю - на три.
Конвеер ускоряется ради плана, и только две гайки на месте !
Хорошо, что в конце линии есть контролеры !
Занудный лектор кажется мне уже лапочкой !
Конвеер встал, пять минут - хочешь кури, хочешь - беги в туалет или за газировкой. Что хочешь !
И снова бег - от кардана к кардану. До обеда.
Который всего...двадцать минут.
После смены встречаемся со своими. Все " никакие ", но веселые и возбужденные. Решаем идти в кино. Я держусь за спину, а моя подруга сует мне в нос кулак, раза в два больше обычного !
Оказывается, ее с кем-то вдвоем поставили на операцию " вставки стекол ".
Показали: раз, два, три - удар резиновым молотком по углам и стекло на месте !
Показали и убежали.
Попробовала - не выходит, еще раз - то же самое.
В сердцах стукнула кулаком - стекло и встало на место !
И пошло, поехало ! Кулаком !
Теперь вот смотреть на него страшно !
К середине четвертого курса мы превращаемся в настоящих матерых студентов.
Уже нет для нас ни секретов, ни тайн.
В кинотеатре через дорогу нас знают в лицо.
Да и сессии уже не страшат и не пугают. Мы взрослеем !
Практика после курса уже настоящая, преддипломная. С чертежами, со схемами,
с настоящим химическим заводом. Мы становимся ИНЖЕНЕРАМИ !
Остается еще один " взмах крыла " и вот мы с дипломами. Пора разлетаться, кто куда. Действительно, как и говорили взрослые - " лучшие студенческие годы " позади...
Снова новая, совершенно другая жизнь.
Наверное и следующее поколение будет слушать нас и удивляться - что же тут романтичного ?!
*****