Найти тему
Владимир Лоскутов

Студент.

     - И ничего не бойтесь !
         Экзамены сдадут все. Никто на второй год не останется.
         Мы научили вас чему смогли, дальше - сами ! Мы были одной семьей, иногда дружной, иногда не очень. Но вы были наши дети !
 Теперь перед вами открывается жизнь, и каждый устраиваться в ней будет сам !
       Мы сидим на матах в спортзале на последнем занятии физкультуры.
       Мы слушаем нашего физрука и еще не совсем понимаем смысл его слов.
       Для нас ясно только одно - послезавтра выпускные экзамены.

    Рассказы взрослых о прекрасной студенческой поре казались мне странными.
    Что в них такого хорошего и романтичного, что они закатывали глаза и готовы были выть на Луну ?! Что их так тянуло назад ?
    Став студентом, я их не понимал...
    Это же такой тяжкий груз: лекции, семинары, зачеты и экзамены.
    Особенно зачеты ! Они представлялись как пропуск на экзамен, поэтому и нервировали. Наверное, только к четвертому курсу я пообвыкся и присноровился.
 А так...
       Занятия начинались неслыханно рано, в семь тридцать. И если от дома до школы было четыре минуты хода, то до института надо было еще доехать !Переполненный рабочим людом транспорт никак не ассоциировался у меня с романтикой.
   Фишка была еще и в том, что институт располагался в нескольких корпусах,
   расположенных друг от друга на приличном расстоянии, и если расписание занятий требовало, то надо было еще перемещаться из корпуса в корпус.
     Главное здание с воздуха выглядело как серп и молот...

    После школы на нас смотрели уже не на как детей, а мы ( вернее, я ) еще не знали как смотреть на взрослых.
    Школьные учителя были для нас ВСЕМ, а эти преподаватели казались просто людьми, преимущественно со странностями.
   Один, как выяснилось позже, терпеть не мог, если не посещали его лекции.
   Казалось бы, затеряться в потоке из ста пятидесяти человек нет ничего проще.
   Не тут то было !
   Он тратил десять минут на перекличку, производимую лично. Всматривался в лицо встающего, словно пытался запомнить его на всю жизнь.
   И горе было прогульщику !
   Но это проявилось потом, на экзамене. Даже матерые отличники были нещадно " зарублены " из-за одного пропуска лекций ! Зато отпетый троечник, исправно отсидевший " от и до " был уверен в успехе.

   Другой читал лекции как диктант. Не понявшие такого метода сообразили о необходимости записывать все " слово в слово " на первом же зачете.
   Он почти ничего не спрашивал, только внимательно изучал конспекты.
   Видимо помнил все наизусть, так как пропуск двух-трех фраз не оставался незамеченным, а стало быть, появлялись проблемы !

     Третий вел себя как рубаха-парень. Залетал в аудиторию, приветствовал всех как старых друзей и густо перемежал свой доклад анекдотами и случаями из жизни.
  Это по физике-то !
  Неудивительно, что к концу лекции я с ужасом обнаруживал  в тетради несколько восклицательных знаков, несколько вопросительных, ну и пару формул...
  Все ! А в голове оставалось еще меньше !
  Смысл студенческой песни " от сессии до сессии живут студенты весело " до меня не доходил.
   Некоторые преподаватели " умудрялись " еще задавать задания на дом.
   Как в школе !
   И если на лекции еще можно было не слушать, забравшись куда-нибудь " на галерку ", почитать свое, то на занятиях в группе дела были совсем плохи.
   Издевательство какое-то, а не романтика !

     Запомнилась прощальная речь доцента по высшей математике. Полтора года он жевал нам про интегралы, ( даже двойные ! ), дифференциалы, всякие там параболоиды вращения, а расставаясь, поправил очки на носу и выдал:
 - " Ну, кто из вас пойдет работать на завод, тому из всего пройденного понадобятся, наверное, только пропорция и логарифм." Подумав и посмотрев куда то вдаль, видимо, в будущее, добавил:
 - " Нет. Логарифм не понадобится ! "
       И действительно ! Пройдя не один завод, сменив массу профессий, я так и не встретил этого загадочного логарифма !
 Какие уж там интегралы !

    Много позже я подумал, что преподаватели в институтах такие же люди, преподавание для них такая же работа, чтобы получить кусок хлеба.
 Ни больше, ни меньше. А быть Учителем, Наставником - это не каждому дано.
 Для этого надо еще призвание иметь. И Желание.

   Стройотряд после первого курса стал для нас, вчерашних школьников, испытанием на прочность.
   Куда то увезли, в дождливую осень, подальше от города, сунули в руки лопаты - копайте траншею !
   На второй день самый смелый из нас спросил бригадира, показывая на дремавший недалеко экскаватор:
 - А им не лучше ? Не быстрее ?
   На что и получил:
 - А вы что делать будете ?!
       Так и копали мы день за днем, а потом поднимали завязшую в глине железную дорогу. Прямо как корчагины !
   И вопросы, почему она завязла, уже никто не задавал.
       Затем собирали картошку на безбрежном колхозном поле.
     Надвигался октябрь, в воздухе попахивало снегом. И выглядели мы на этом поле как арестанты - одни-одинешеньки !
    За два дня до нашего возвращения в город, вдали показался трактор, перепахивающий землю.
    Этот " смелый " опять высунулся с вопросом:
  - Ведь там еще не убрано ?!
  - И не уберете ! Не успеете !
    А озимые сажать пора !

       Повзрослев еще на год, мы отправляемся уже на " практику ". Так называется инженерная практика на сборочном конвеере Ижевского автозавода.
  Спросите, а что общего между студентами-химиками и сборочным конвеером ?
  Прямо как тот " смелый " что ли ?!
  Так что не ждите ответа, он Вас разочарует !
  Постепенно я начинаю понимать взрослых, сам взрослея день ото дня.
     После смены не разгибается спина ! Приворачивая карданный вал, надо стоять  внаклонку и успеть на четыре болта надеть четыре шайбы  и завернуть четыре гайки.
   И к следующему - бегом !
   И к следующему !
   И завтра то же самое !
   На четыре уже не успеваю - на три.
   Конвеер ускоряется ради плана, и только две гайки на месте !
   Хорошо, что в конце линии есть контролеры !

   Занудный лектор кажется мне уже лапочкой !
   Конвеер встал, пять минут - хочешь кури, хочешь - беги в туалет или за газировкой. Что хочешь !
   И снова бег - от кардана к кардану. До обеда.
   Который всего...двадцать минут.
       После смены встречаемся со своими. Все " никакие ", но веселые и возбужденные. Решаем идти в кино. Я держусь за спину, а моя подруга сует мне в нос кулак, раза в два больше обычного !
   Оказывается, ее с кем-то вдвоем поставили на операцию " вставки стекол ".
  Показали: раз, два, три - удар резиновым молотком по углам и стекло на месте !
  Показали и убежали.
  Попробовала - не выходит, еще раз - то же самое.
  В сердцах стукнула кулаком - стекло и встало на место !
  И пошло, поехало ! Кулаком !
  Теперь вот смотреть на него страшно !

     К середине четвертого курса мы превращаемся в настоящих матерых студентов.
  Уже нет для нас ни секретов, ни тайн.
  В кинотеатре через дорогу нас знают в лицо.
  Да и сессии уже не страшат и не пугают. Мы взрослеем !
  Практика после курса уже настоящая, преддипломная. С чертежами, со схемами,
 с настоящим химическим заводом. Мы становимся ИНЖЕНЕРАМИ !

     Остается еще один " взмах крыла " и вот мы с дипломами. Пора разлетаться, кто куда. Действительно, как и говорили взрослые - " лучшие студенческие годы " позади...
   Снова новая, совершенно другая жизнь.

   Наверное и следующее поколение будет слушать нас и удивляться - что же тут романтичного ?!

        *****