Найти в Дзене
History. Facts.

Мама-воин Александра Македонского обладала беспрецедентной властью.

Вопреки древним мировым правилам для женщин, Олимпиада составила план ее и ее сына по восхождению к власти через мудрость, амбиции и могущество. Олимпиада, жена короля Македонии Филиппа II и мать Александра Македонского, была первой женщиной, которая активно участвовала в политических событиях на Греческом полуострове. Олимпиада была убийственной, мстительной и храброй, как и ее родственники-мужчины, но история относилась к ней не так уж величественно. Брачный союз Олимпиада родилась в северном королевстве Милосия в регионе Эпира около конца 70-х годов до н.э. Милосия, на территории современной северо-западной Греции, была отдаленным местом, ограниченным горами со многих сторон. Он был зеленее, холоднее и с проливными дождями, чем центральная и южная Греция, и славился своим оракулом Зевса в Додоне. Большая часть южного и центрального полуострова Греции была разделена на города-государства, некоторые из которых были демократическими, а другие - более аристократическими. На севере Ми

Вопреки древним мировым правилам для женщин, Олимпиада составила план ее и ее сына по восхождению к власти через мудрость, амбиции и могущество.

http://www.prisonersofeternity.co.uk/wp-content/uploads/2016/01/olympias-bronze-2-x-1.jpg
http://www.prisonersofeternity.co.uk/wp-content/uploads/2016/01/olympias-bronze-2-x-1.jpg

Олимпиада, жена короля Македонии Филиппа II и мать Александра Македонского, была первой женщиной, которая активно участвовала в политических событиях на Греческом полуострове. Олимпиада была убийственной, мстительной и храброй, как и ее родственники-мужчины, но история относилась к ней не так уж величественно.

Брачный союз

Олимпиада родилась в северном королевстве Милосия в регионе Эпира около конца 70-х годов до н.э. Милосия, на территории современной северо-западной Греции, была отдаленным местом, ограниченным горами со многих сторон. Он был зеленее, холоднее и с проливными дождями, чем центральная и южная Греция, и славился своим оракулом Зевса в Додоне.

Большая часть южного и центрального полуострова Греции была разделена на города-государства, некоторые из которых были демократическими, а другие - более аристократическими. На севере Милоссия и Македония сохранили наследственные монархии. В обеих формах государственного управления женщины обычно не играют никакой роли, кроме религии. Члены олимпийской династии, Эасиды, считали себя потомками греческого героя Ахиллеса, который сражался против Трои.

Отец Олимпиады, Неоптолем, правил вместе со своим братом Ариббасом, который стал опекуном Олимпиады после смерти отца. Милосцы столкнулись с угрозой со стороны иллирийцев, народа с севера. Брак в союзе с другим королевством мог бы помочь лучше защитить государство. Олимпиада и ее дядя Ариббас отправились на далекий остров Самотрас (у берегов Македонии), очевидно, чтобы договориться о помолвке с Филиппом II, королем Македонии.

Филипп, которому тогда было около 23 лет, стал королем в 359 году. Иллирийцы также вторглись в Македонию и убили его брата Пердиккаса III вместе с 4000 других македонцев. Филипп победил их, сверг с престола нескольких претендентов, но многие враги все еще угрожали. Брак Олимпиады и Филиппа объединит северные королевства в альянс и укрепит власть Филиппа.

Милассианцы при дворе.

К 357 году до н.э. Олимпиая прибыла в Пеллу (главная резиденция Филиппа) и вышла за него замуж, став одной из семи его жен. Македонские короли, как правило, были полигамными, но полигамия Филиппа была более масштабной и использовалась для объединения его королевства и расширения его территории.

В 356 году Олимпиада родила сына Александра, через год-два последовала дочь Клеопатра ("Клеопатра" означает "слава отца" и было популярным именем среди македонской элиты). У Филиппа был только один сын (позднее известный как Филипп III Архидей) от другой жены, и выяснилось, что он умственно отсталый. Александр оказался вероятным наследником, что сделало Олимпиаду самой престижной из жен Филиппа (официальной жены у него не было). Поскольку у королей могло быть много сыновей, а формальных правил наследования, похоже, не существовало, матери, как правило, становились защитниками наследства для своих сыновей, и Олимпиада стала таковой для ее сына.

Олимпиада была не единственной милосской на македонском корте. Несколько родственников, в том числе ее брат (будущий Александр I Милосский), вскоре прибыли сюда. Этот Александр Милосский оставался при дворе несколько лет. Около 343 года Филипп заставил Ариббаса сослать на милосский престол брата Олимпиады. Этот шаг был логическим развитием альянса, который начался много лет назад, не обязательно демонстрацией влияния Олимпиады на ее мужа, но это повысило ее авторитет. Олимпиада оставалась близка к милосским корням до конца своей жизни.

https://fb.ru/misc/i/gallery/78846/2627916.jpg
https://fb.ru/misc/i/gallery/78846/2627916.jpg

Материнские маневры

Поскольку Филипп часто отсутствовал дома, Олимпиая играла большую роль в воспитании сына, который, вероятно, знал свою мать лучше, чем его отец. Плутарх описал отношения Александра с Филиппом как конкурентные, но ласковые. Филипп обращался с Александром как с наследником. Он выбрал Аристотеля учителем Александра, а затем оставил 16-летнего во главе Македонии (при содействии своего генерала Антипатера), пока Филипп был в отъезде. Чуть позже, в 338 году, Филипп выбрал Александра, которому тогда исполнилось 18 лет, чтобы он сыграл решающую роль в великой победе Македонии под Чаеронеей.

Однако очевидная безопасность и престиж Олимпиады и Александра внезапно исчезли в связи с седьмым браком Филиппа с македонкой Клеопатрой Эвридицей. Филипп женился много раз, поэтому очередной брак не обязательно был проблемой для Александра (его пригласили на свадебные торжества), но это был первый брак Филиппа с македонкой, у которой был амбициозный опекун. Это был еще один брачный союз, на этот раз внутренний.

На свадьбе вино лилось рекой для Филиппа и его гостей. Дядя и опекун невесты, македонский генерал по имени Аттал, попросил собравшихся вместе с ним произнести тост, чтобы новый брак привел к рождению законного наследника. Александр пришел в ярость, потребовал узнать, называет ли его Аттал ублюдком, и бросил в него чашку. Филипп попытался вытащить меч на собственного сына и потерпел неудачу, потому что был настолько пьян, что споткнулся, и Александр усмехнулся над ним. После этой пьяной драки Олимпиая и Александр вернулись в Милоссию.

Борьба за влияние

Антипатер, тем временем, жаловался Александру, с таким же рвением, на Олимпиаду. Кажется, они думали, что переступили через свою позицию. Древние авторы называют Олимпиаду трудной и напористой и настаивают на том, что Александр терпимо относился к своей матери, но не позволял ей влиять на политику. По крайней мере, не на первых порах, к концу его правления все было по-другому.

К 330 году ссоры с Антипатером заставили Олимпиаду отступить в Милоссию. Олимпиая была теперь бабушкой: Ее дочь Клеопатра родила сына и дочь. Около 334 года муж Клеопатры отправился в военную экспедицию в Италию и умер там. Клеопатра служила опекуном и, возможно, регентом своего маленького сына, возможно, разделяя власть с Олимпиадой.

Между тем отношения Антипатера с Александром ухудшились, и к 325 году, после возвращения Александра из Индии, в Александровском царстве началось восстание. Пользуясь моментом, Олимпия и Клеопатра создали фракцию против Антипатра. Плутарх утверждал, что они разделили правила между ними, с Олимпией, принимающей Эпир, и Клеопатрой Македонией, но истинные детали этого соглашения остаются неясными.

Империя в хаосе.

Смерть сына поставила Олимпиаду в опасное положение. Александр не оставил очевидного наследника. Было решено, что будущий ребенок Роксанны, одна из жен Александра, будет править вместе с сводным братом Александра, умственно отсталым Филиппом III Архидеем, и ему будет назначен регент. Роксанна родила мальчика, Александра IV, но преемственность не будет гладким.

Александровские генералы, "наследники", яростно сражались между собой за установление контроля над империей. Они ворвались в конкурирующие группировки, каждая из которых контролировала свой регион. Антипатеру удалось удержать Македонию, а Олимпиаде удалось удержать безопасное расстояние в Милоссии. Без Александра Олимпиада нуждалась в военной защите для своей семьи. Племянник "Олимпиады" Эасидес, похоже, примерно в это время стал сотрудничать с Александром IV, юным внуком "Олимпиады".

Антипатер умер в 319 году, и новый регент, Полиперхон, призвал Олимпиаду вернуться в Македонию и ухаживать за внуком Александром IV. Антипатер предал своего собственного сына Кассандра, и назвал своим преемником Полиперхона. У них были разногласия, и Полиперхон знал, что союз с "Олимпиадой" может быть полезным. Она несколько лет отказывалась, не доверяя ни одному из наследников, но уступила из страха, что Филипп III Архидей и его жена Аргида Адея Эвридика (союзники Кассандера) убьют Александра IV.