Ситуация нередкая, и если врач свободен, он обычно без лишних вопросов принимает опоздавшего пациента. Однако если своей очереди ожидают другие пациенты, то прием опоздавшего за счет времени других пациентов будет нарушать их права.
Если опоздавшему пациенту не требуется экстренная медицинская помощь, предложите ему записаться на прием к врачу на ближайшее свободное время (в этот или другой день) либо предложите дождаться приема в порядке общей очереди.
В Письме от 10.08.2012 № 18-1/10/2-1335 "О направлении временного Порядка введения информационной системы "Запись на прием к врачу в электронном виде" Минздрав указывает, что гражданин, опоздавший на прием к врачу в назначенное время более чем на 15 минут, принимается в порядке очереди по факту обращения в медицинскую организацию.
В другом Письме Минздрава, касающемся работы женских консультаций (от 05.03.2019 № 15-4/И/2-1912) указано, что пациент, опоздавший более 30 минут, подлежит направлению к дежурному врачу, при наличии у последнего свободного окна.
Если пациент не идет на уступки и настаивает на приеме в текущий день - не отказывайте формально, если есть возможность принять его. Тем более не стоит отказывать пациенту в приеме, если он опоздал незначительно, и на момент прибытия в клинику время его приема еще не истекло.
Суды при разбирательстве подобных дел встают на сторону пациента, мотивируя это тем, что основными закрепленными в законе принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (Решение № 2-443/2017 2-443/2018 2-443/2018~М436/2018 М436/2018 от 20.07.2018 по делу № 2-443/2017).
Даже когда пациент опаздывает и приходит после окончания рабочего дня врачей, суды встают на сторону пациента, указывая на его право на оказание своевременной медицинской помощи (Апелляционное определение № 33-3021/2013 от 09.10.2013 по делу № 33-3021/2013).
Как видим, законодательство не содержит четких указаний, как поступать в описанной ситуации, а судебная практика чаще встает на сторону защиты прав пациента. Поэтому хорошим дополнением будет наличие в медицинской организации локального акта, где описан порядок приема пациентов и работы врачей, в том числе, действий при опоздании и пр. С данным локальным актом пациента необходимо ознакомить под роспись (оптимально - при первичном обращении в медицинскую организацию).