Найти в Дзене
История СССР и России

5 необычных танков Российской Империи и СССР

Оглавление

Царь-танк

Первый русский танк был разработан в 1915 году инженером Николаем Лебеденко. Разработка вызвала скепсис специалистов: огромная машина была уязвима для артиллерии, а спицы колес ломались шрапнелью. Несмотря на все препоны, автору удалось получить поддержку лично Николая II.

Строго говоря, не вполне корректно называть данную разработку танком: у конструкции отсутствовали гусеницы и скорее это была гигантская пушка на колёсах. При габаритах 17,8х12х9 м., двух 76,2 мм. орудиях и 10 пулемётах аппарат в теории мог разгоняться до 17 км/ч.

Машина на фоне человеческого роста.
Машина на фоне человеческого роста.

Главной слабостью танка оказалось заднее колесо, на которое приходился большой вес. Из-за этого конструкция застревала мягком грунте, проходимость была практически нулевая. Единственный созданный экземпляр даже не удалось вытащить после испытаний из леса. В 1928 г. Царь-танк разобрали на металл.

НИ-1 (На испуг)

-3

Сконструированный в Одессе инженерами завода им. Январского восстания П. Романовым и А. Обедниковым в условиях тяжёлых поражений 1941 г. танк по факту являлся трактором с листами брони. Кабина срезалась, а на её место ставилась башня от подбитого танка или вообще создавали импровизированные конструкции.

Иногда НИ-1 оборудовался лёгкой пушкой, но чаще ставилось бутафорское орудие и 2 пулемёта. Несмотря на сомнительную боевую ценность такие машины были достаточно защищены против стрелкового оружия, запутывали врагов и оказывали немалый психологический эффект. Так 20 сентября 1941 г. 20 машин без артподготовки, включив сирену и фары, без боя обратили в бегство осаждающие Одессу румынские части.

Похожие бронетракторы, маркированные как ХЗТ-16, выпускались в Харькове. После срыва блицкрига танки перестали использовать.

А-40 (летающий танк)

-4

Разработанный в 1941 г. Олегом Антоновым танк предназначался для десантирования техники в тыл врага и помощи партизанам. Танк, созданный на основе Т-60, весил 6 т. Посадка на землю должна была осуществляться с помощью планера с размахом крыльев 18 м., а поднимать в воздух и доставлять до места конструкцию общим весом в 7,8 т. предполагалось тяжёлым бомбардировщиком ТБ-3.

Единственное испытание 2 сентября 1942 г. показало, что самолёт может поднять машину не более чем на 40 м. Проект забросили.

Объект 279

Разработанный в 1956 г. Ленинградским КБ под руководством конструкторов Ж. Котина и Л. Троянова сверхтяжёлый танк был оснащён 130-мм. пушкой и бронёй, которую не пробивало ни одно орудие того периода (108-305 мм.). По шоссе танк двигался со скоростью 55 км/ч.

Самым необычным конструкторским решением стало использование 4 гусеничных лент вместо 2. По задумке создателей распределение массы на 4 опоры позволило бы добиться при массе 60 т. такой же проходимости, как у лёгких танков.

Жозеф Котин, один из создателей Объекта 279.
Жозеф Котин, один из создателей Объекта 279.

В 1959 г. был выпущен опытный образец. Испытания показали: танк всё равно не обладает достаточной проходимостью и испытывает сложности при поворотах. Машину сложно ремонтировать и производить, а возможности к модификации были под вопросом.

Проект свернули. Единственный экземпляр находится в Бронетанковом музее в Кубинке.

Т-35

-7

5-башенный танк был разработан в 1932 г. КБ под руководством Н. Барыкова, получив обозначение Т-35-1. Танк был модифицирован в 1933 г. (Т-35-2) и 1934 г. (Т35А). Всего было создано 59 машин.

Скорость танка достигала 10 км/ч. Вооружение состояло из основного 76,2 мм. орудия, 2 вспомогательных пушки (45 мм.) и 6 пулемётов.

Николай Барыков, руководитель разработки Т-35.
Николай Барыков, руководитель разработки Т-35.

Гражданская война в Испании показала уязвимость Т-35, в особенности - башен. Так же были обнаружены дефекты конструкции, из-за которых машина часто ломалась. В 1938 г. была разработана модификация (всё ещё маркировалась как Т35А) с коническими башнями.

Ко началу Второй Мировой стала ясна тупиковость самой концепции многобашенных танков, и в 1939 производство модели было свёрнуто. Во время ВОВ почти все Т-35, были уничтожены. Единственный сохранившийся танк (не участвовал в боях) находится в Бронетанковом музее в Кубинке.