Найти тему
Роман Кустов

Клиент всегда прав!

Я буквально на днях понял по настоящему верный смысл фразы, которую я вынес в заголовок - Клиент всегда прав!

Летом иногда катаюсь на велике )
Летом иногда катаюсь на велике )

Сначала разберём неверное понимание, неправильные трактовки.

И изначально надо договориться что Клиент - это человек или Компания в лице человека или группы людей, которые в обмен на деньги или другие блага хотят получить какую-то работу или другие блага. Отношения между ними регулируют они сами посредством договора или устной договоренности (что для меня, например, равнозначно). Отсюда мы автоматически выводим, что различные интересанты, сторонние наблюдатели и другие личности, с которыми нет отношений и договоренностей, конечно же НЕ являются Клиентами и их мнение ценно примерно как лёд в Лапландии.

Итак, начнем с неправильных трактовок. Изначально можно подумать что имеется ввиду, что Клиент прав во всем и надо ему так же во всем и подчиняться. Это скажем так, про-клиентская точка зрения. И есть мнение, которое выдвигают исполнители, что мол вообще не может никак быть Клиент прав, заказывает ли он строительство дома или же дизайн сайта потому что он же НЕ профессионал. Конечно же про то, какой должен быть дом лучше всех знает строитель. Про то какой должен быть сайт и как он должен работать лучше всего знает разработчик сайтов. И никогда Клиент не может указывать нейрохирургу на то как ему следует делать его дело.

Так чья же точка зрения более правильная?

Да ничья!

Но как так, Рома?

Да, вот так! Прав/не прав - это про эмоции, если один прав, то второй не прав, то есть как бы виноват. Эмоции это чувства, к логике или какому-то конструктиву это никак не относится. Получается, если расшифровать фразу «Клиент всегда прав» на понятные термины то получается вот чего: «Не вызывай у Клиента чувства вины». А то что было описано выше когда наш любимый Клиент говорит как делать работу или хочет каких-то особых пожеланий это вообще не про это, это просто надо обговорить обсудить договориться и осметить и оплатить. А вот прав/не прав это эмоции!

БАМ!

И конечно же, часто общаясь с Клиентами или вообще близкими людьми мы начинаем «качать» за свою правоту, доказываемых и т.д. Кому-то я, например доказывал что я имею право на выходные и поэтому я в выходной день не беру трубку. Кто-то доказывал мне что-то...

Какой вывод сделать для себя полезный? А он написан выше - не вызывать ни у кого чувства вины и не показывать человеку что он не прав. Да, хотелось бы мне научиться делать именно так...