Конец советской эпохи многих известных актеров выбросил за борт жизни. Пытаясь выплыть, Виктор Ильичев эмигрировал в США. По сути, он принес свою карьеру в жертву любимой супруге, приме балета, которую в Америке ждал успех. Но ни слова упрека от него никто никогда не услышал.
Согласно журналу “Советский экран”, до 1991 года Виктор Ильичев сыграл в ста фильмах и вошел в десятку самых снимаемых актеров. Зрители помнят его по ролям Фабьо в “Собаке на сене”, Руфу Татаму в “Трест, который лопнул”, Федьке Быку в “Зеленом фургоне”, Макару в “Гение” и другим.
За бортом жизни
И зрители, и критики называли его гениальным актером второго плана, любой герой в его исполнении нравился публике и вызывал улыбку. Однако с началом 1990-х Виктору Ильичеву, как и многим другим талантливым актерам, не нашлось места в кинематографе. Снимали мало, в основном это были мордобойные сериалы и пошловатые телепередачи. А на концерты люди ходить перестали: в тяжелое для всей страны время все заботились лишь о хлебе насущном, на развлечения денег не оставалось. В другой профессии Виктор найти себя не мог: он с самого детства грезил актерством и ничего другого делать не умел. Пышные семейные посиделки с друзьями в роскошной квартире на канале Грибоедова сменились холостяцкими пельменями на ужин. Супруга Ильичева, балерина и педагог Светлана Осиева, улетела работать за границу. Как и все балерины, в 38 она вышла на пенсию и стала преподавать. Жила в Чехословакии, Португалии, Италии, где вела уроки в школах балета. Светлана оказалась блестящим и востребованным педагогом, слухи о ее таланте и достижения распространились на весь мир. В 1995 году она приняла заманчивое предложение американского продюсера и отправилась в во Флориду. Говорят, что протекцию ей составил бывший однокурсник, известный балетмейстер и актер Михаил Барышников.
Виктор ехать с женой отказался. Пусть очень редко, но его все еще вызывали на гастроли. Он продолжал надеяться, что все изменится: свою страну он любил и покидать не хотел. Страдая от профессиональной невостребованности, Ильичев сбежал ото всех на дачу, где провел целый год, ничем не занимаясь. Но жить на гонорары супруги было совестно. Ильичеву все же пришлось согласиться на переезд в США в надежде, что там для него найдутся роли. “Мы уехали от безденежья и кошмара, когда в 90-е годы российское кино поразил глубокий кризис”, - рассказывала в интервью супруга Ильичева.
Годы в эмиграции
Америка поразила Виктора Ильичева свободой и роскошью. После голодной России даже скромная жизнь в Штатах показалась ему сладким сном. У супруги дела шли как нельзя лучше, да и его пригласили сниматься. Он играл русских в американских фильмах “Жениться в 24 часа”, “Заторможенный рефлекс”, “Не нарушая закона”. Режиссером фильмов был русский эмигрант Анатолий Эйрамджан, живший по соседству во Флориде. Все три фильма были малобюджетными комедиями, демонстрировались в России, но остались незамеченными, что вызвало немалое огорчение у Виктора. Он получал за неделю съемок 2-3 тысячи долларов - наравне с другими актерами. А когда Эйрамджан пригласил его в очередной свой фильм, Ильичев запросил слишком большой гонорар - наверное, это был его способ отказаться.
В Голливуде места для Ильичева тоже не нашлось: не тот типаж. Да он и не очень пытался пробиться, комплексуя из-за плохого знания языка. Выходит, и на чужбине актера ждала та же судьба, самая страшная для актера, - профессиональная невостребованность. Позже газеты о нем напишут мягко: “За границей Виктор Ильичев посвятил свою жизнь семье”. Но домохозяйка - не слишком почетная должность для мужчины, тем более заслуженного артиста РСФСР. Правда, супруга Светлана вспоминала, что муж все переживал в себе, никогда ни на что не жаловался и не показывал и виду, что его что-то не устраивает. Он устроился на непрестижную работу, получал государственное пособие.
Поначалу было очень тяжело. Виктор не знал английского, не мог приспособиться к местным обычаям. Это и понятно: когда тебе стукнуло пятьдесят, в корне менять свою жизнь очень непросто. Поддерживала жена. А через два года к родителям переехал и сын Михаил - он пошел по стопам отца и тоже работал актером.
Тоска по родине
Постепенно пазл благополучной жизни стал складываться: семья воссоединилась, они получили американское гражданство, накопили денег на хороший дом. Поселиться решили в Бока-Ратон - небольшом юго-восточном городке Флориды. Это место было живописным и фешенебельным курортом, здесь проходили фестивали искусств, и не каждому состоятельному американцу было по карману купить домик на восточном побережье. Вместе с сыном актер много путешествовал по Америке. Купил себе роскошный автомобиль “инфинити” и любил ездить на нем на огромной скорости.
Так что Виктор Ильичев в полной мере наслаждался сбывшейся американской мечтой. Или делал вид. потому что вечером он часто не мог заснуть, вспоминая Россию. Тогда он вставал, вставлял в “видик” кассеты с русскими фильмами и сериалами, которые ему дарили друзья. Смотрел их десятками, не мог остановиться. Однако все редкие сценарии, которые ему отправлялись с родины, отвергал и сниматься отказывался, называя их “низкопробными”. Свои фильмы он никогда не пересматривал - не любил. Исключение делал разве что для “Собаки на сене” и “Зеленого фургона”.
В 2001 году Виктор Григорьевич собрал чемоданы и отправился в Россию - проведать родственников и старых друзей. Его ждало разочарование: многие из его театральных коллег умерли - кто спился от безработицы, кто и вовсе умер от голода в безвестности. Так что навещать пришлось могилки. Второй раз Ильичев приехал на родину в 2006 году. Он все еще надеялся, что его не забыли и сделают хорошее предложение. Но увы, этого не случилось.
В 2008 году Виктор почувствовал себя дурно. Высокая температура держалась несколько дней. Он сначала думал, что простудился - пройдет. Но потом все же сдал анализы. Врач встретил его с непроницаемым лицом и ровным голосом объявил, что у Ильичева смертельный диагноз - рак мочевого пузыря четвертой степени. На вопрос, сколько ему осталось, специалист ответил: не более полугода. Единственным спасением в такой ситуации была редкая и очень дорогая операция по замене мочевого пузыря на искусственный. Почти нигде в мире за такое не берутся, но как раз в США есть клиника с положительным опытом, однако исход в каждом отдельном случае непредсказуем. Ильичев согласился. Операция длилась девять часов и завершилась благополучно. Восстановительный период занял всего две недели. И вскоре Виктор вернулся к своему обычному образу жизни, даже играл в любимый большой теннис. Он чувствовал себя великолепно, радовался своему второму рождению, однако для профилактики постоянно проходил осмотры. На одном из них обнаружилось, что онкология не исчезла, причем метастазы распространились на другие органы. С момента операции прошел всего год. Виктор Григорьевич принял решение бороться до последнего. Восемь месяцев он проходил курс химиотерапии, соглашался на любые лекарства, даже с недоказанной эффективностью. Но увы, силы были неравны.
8 октября 2010 года известный советский актер ушел из жизни. Ему было всего 64 года. До последнего он верил, что может поправиться. В последний путь его пришли проводить родственники и многочисленные друзья, которых набралось около полусотни. Ильичев был очень обаятельным и общительным человеком, в Америке у него появилось много хороших знакомых. Кто-то из них даже принес на его похороны огромный торт с портретом Ильичева. У американцев своеобразное представление о горе.
В России сообщения о смерти советского актера Виктора Ильичева появились в газетах только спустя неделю. “Жалко, когда землю покидает талантливый человек, но во много крат печальней, когда нас покидает хороший человек. Виктор Ильичев был замечательным, добрым и отзывчивым. В нем не было ни капли зазнайства или апломба, столь часто присущего людям его профессии”, - отозвались о нем российские коллеги.