Материал взят из старых советских журналов. Новые идеи - из головы.
Эта модель подводной лодки — самая простая из всех существующих моделей с резиномоторами, но она обладает основными качествами более сложных моделей. Подводная лодка имеет большой запас хода, оборудована приспособлением для изменения дифферента корпуса, вертикальным и горизонтальным рулями. Хорошо погружается и всплывает, может ходить по прямой и выполнять повороты как на поверхности воды, так и под водой. Простая ручка позволяет очень быстро закручивать нить резиномотора.
Постройка такой подводной лодки посильна каждому начинающему моделисту. Для этого нужно три-четыре часа, то есть всего-навсего один вечер.
Хочу обратить внимание, на то что я начал писать статью о современных материалах, которые можно использовать при изготовлении моделей. Именно «начал», потому, что не считаю ее дописанной, и надеюсь что она будет дополняться, как советами читателей, так может и сам что-нибудь еще найду. Статья находится тут.
Перед началом работы приготовьте лобзик, перочинный нож или скальпель, небольшой напильник, плоскогубцы, кусочек свинца весом 5 г, кусок фанеры толщиной 3 мм, размером 210 X X 55 мм, жесть от консервной банки для изготовления винта и вертикального руля, резиновую нить сечением 1 X 1 мм и длиной 400 мм (мотор), клей «БФ-2», две булавки с головками в виде колечка, катушечные нитки № 30 и немного какой- либо яркой краски (нитроэмалевой или масляной).
Сейчас все в основном пользуются электроинструментами. Лобзик конечно же имеется в виду для ручного фигурного выпиливания по фанере. В своем детстве я пользовался вот таким:
Его и сейчас можно найти в продаже. Кусочек свинца в любом рыболовном магазине, там же и резинку, она продается обычно для снасти «донка» (у нас так называется).
Резинку можно купить и на алиэкспрессе, вроде этой. Пойдет и на модельки, и на те же рыболовные снасти.
Вместо булавок можно использовать скрепки, согнув их нужным образом, я так делал в детстве.
По поводу клея БФ-2, честно говоря даже не знаю существует ли он сейчас, но в современном мире столько всяких клеев, что подобрать для дерева будет не сложно.
А вот прилагаемый чертеж . Размер клетки 10 мм.
Чтоб сохранить или посмотреть изображение в полный размер - правой кнопкой мыши по картинке, выбрать «открыть изображение». Открывшееся изображение можно посмотреть в полный размер или сохранить, кликнув правой кнопкой мыши и выбрав «сохранить изображение».
Несмотря на простоту конструкции модели, работу следует выполнять в определенной последовательности, чтобы избежать ошибок. Корпус лодки и лопасти горизонтальных рулей выпилите лобзиком из фанеры, как показано на рисунках 1. и 3. Контур лодки переносится с чертежа на фанеру по квадратам (клетка 10х10 мм). Чтобы модель получилась правильной и красивой, следует пользоваться пилками по металлу (с мелким зубом). Выпиленный корпус зачищается напильником и шкуркой. Прорези, в которые вклеиваются лопасти горизонтальных рулей, после пропиливания расчищаются кончиком ножа. Сами лопасти должны быть обработаны наподобие профиля крыла самолета, то есть верхняя их поверхность оставляется плоской, а нижняя делается выпуклой, с более толстой передней' кромкой (ребро атаки) и более тонкой и острой задней (рис. 3). Рули обрабатываются напильником, затем - наждачной бумагой и вклеиваются на свои места. Чтобы склейка была прочной, следует сначала смазать клеем прорезь и среднюю часть лопасти, высушить первый слой клея, затем нанести второй слой, соединить детали и в таком положении высушить их. Излишки клея втираются пальцем в клеевой шов.
Сквозь кормовую часть корпуса модели подводной лодки проходит вал гребного винта. Вал изготовляется из булавки, имеющей головку в виде колечка. Сквозь это колечко пропускается нить резиномотора, а к противоположному концу булавки припаивается или приклеивается клеем «БФ-2» гребной винт, изготовленный из жести.
Отверстие для вала проще всего прожечь раскаленной на огне булавкой или тонкой проволокой. Делать это следует не торопясь, так как от правильного расположения отверстия зависят ходовые качества лодки.
Сейчас не составит проблем и просверлить. В магазинах куча всяких тонких сверл и думаю что дрель или шуруповерт найти тоже не проблема. Но можно и прожечь.
Винт и руль вырезаются из тонкой жести, как показано на рисунке 4. Вырезав винт, прокалывают его в середине тонким шилом или остро отточенным кончиком гвоздя. Это будет отверстие для вала. Булавка (вал) должна входить в это отверстие плотно, с некоторым усилием. Вал и винт соединяются в такой последовательности: сначала булавка (вал) вставляется в отверстие с внутренней стороны прорези для резиномотора, затем на нее надеваются три маленькие шайбойчки, вырезанные из тонкой жести или латуни. Шайбочки должны быть гладкими и свободно вращаться на булавке. Если в распоряжении моделиста есть маленькая стеклянная бусинка, следует поставить ее между шайбами — это уменьшит трение и облегчит вращение вала. Последним на булавку надевается гребной винт. Отрегулировав его положение так, чтобы между ушком булавки и стенкой прорези для резиномотора оставалось 2—3 мм, свободный конец булавки загибают колечком и припаивают к винту. Следует предварительно отжечь булавку, чтобы она при загибании не сломалась. Это можно сделать в пламени газовой горелки, свечки или просто на спичке. Колечко на винте необходимо для закрутки нити резиномотора заводной ручкой или маленькой дрелью.
В свое время «вал» делал из распрямленной скрепки. Один край сгибал буквой П.
В винте пробивал гвоздиком два отверстия. ВАЖНО!!! - одно отверстие по центру, а второе уже рядом. Надевал на эту «П», длинной частью скрепки через центр и загибал короткий конец. Потом надевал кучку шайбочек или маленьких гаечек, а лучше всего подходила бусина, не обязательно стеклянная, чтоб винт был подальше от корпуса, ставил на модель и второй конец скрепки сгибал колечком, как у булавки, для резинки.
Но можно и в обратном порядке – сначала согнуть колечко, поставить на модель, надеть бусину, надеть винт, согнуть буквой П, сместить (насадить) винт на эту «букву» и зафиксировать согнув короткий конец «П».
Но при таком варианте крепления винта совершенно по другому делается механизм «завода». С другой стороны от винта, на модель ставится не просто крючок крепления резинки, а заводная ручка. Так же сверлится (прожигается) отверстие. На одном конце скрепки сгибается колечко для резинки, надевается бусина, вал продевается в отверстие на модели, и скрепка сгибается в виде ручки. Вал до сгиба должен быть не короткий.
Работает это так. Винт зажимается пальцами. Ручка завода оттягивается от модели, чтоб не цеплялась за модель и крутим пока не надоест или не увидим что уже резинка на пределе. Потом упираем ручку в корпус модели и она уже не раскрутится. Опускаем модель в воду, направляем и отпускаем винт. И наслаждаемся.
Ну а можно все сделать как описано в данной статье, с булавкой.
Резиномотор представляет собою колечко из резиновой нити сечением 1х1 мм, длиной около 400 мм. Чтобы резина не потерялась в воде, случайно соскочив с модели, нить вдевают в прорезь корпуса лодки (как в ушко иголки) и завязывают узлом. Затем один конец резинового кольца пропускают в ушко вала- винта, а другой (с узелком) зацепляют за выступ в носовой части лодки. Резина должна быть слегка натянута в прорези. Если она будет провисать, это создаст неудобства при заводке.
Ходовые качества лодки сильно зависят от того, как изогнуты лопасти винта. Модель с хорошим винтом уйдет дальше, будет лучше погружаться и развивать большую скорость. Поэтому изготовлению винта следует уделить самое серьезное внимание. Изгибать лопасти следует в два приема: сначала, до пайки, изгиб винту придается пальцами, а после пайки с помощью плоскогубцев задние кромки лопастей изгибаются более круто (до 40° от оси вала). Во время запусков лодки можно найти наивыгоднейший угол изгиба лопастей, подгибая их в ту или другую сторону.
Последний этап работы по изготовлению модели подводной лодки - установка балласта на килевой брус. Для этого нужно приготовить полоску свинца размером 12х22 мм, толщиной около 1 мм. Вес ее должен быть не более 5 г. Эта полоска выгибается в форме П-образной скобки и ставится на килевой брус приблизительно под «пушкой», находящейся на палубе. Передвигая грузик, мы можем регулировать продольный дифферент модели и скорость ее погружения.
Свинцовый балласт можно заменить медной проволокой толщиной 1 мм,- намотав ее виток к витку на килевой брус. Проволоку следует предварительно взвесить и отрезать кусочек весом в 5 г.
При первом опробовании модели лодки на воде следует добиться, чтобы грузик ее не топил. Модель должна погружаться только до линии, соединяющей переднюю и заднюю плоскости горизонтальных рулей. Если лодка тонет, грузик следует уменьшить, понемногу отрезая от него кусочки свинца (или отматывая проволоку).
Отрегулировав груз, возьмите модель левой рукой, а заводную ручку, правой, как показано на рисунке 5, зацепите крючком колечко гребного винта и закрутите резиномотор, быстро вращая ручку между большим и указательным пальцами правой руки. Одним движением пальцев удается закрутить винт на 3 - 4 оборота. Для полной закрутки резиномотора потребуется сделать 50 - 60 движений.
Вот и все. Желаем успешной работы и счастливого плавания!
Вот такая вот простая модель подводной лодки на радость ребенку. По поводу ее погружаемости под воду. Для этого нужно, чтоб горизонтальные рули были совсем чуть-чуть наклонены вперед, как антикрыло, и отгрузить лодку так, чтоб нос был чуть ниже. Передние горизонтальные рули должны быть слегка погружены в воду, чтоб при наборе скорости лодку утащило вод воду.
Удачи вам в ваших начинаниях и продолжениях.
Если понравилось, добро пожаловать, подписывайтесь, делитесь идеями, ставьте лайк.