Найти тему

Судомоделизм для юных. Подводная лодка.

Материал взят из старых советских журналов. Новые идеи - из головы.

Эта модель подводной лодки — самая простая из всех сущест­вующих моделей с резиномоторами, но она обладает ос­новными качествами более сложных моделей. Подводная лодка имеет большой запас хода, оборудована приспособлением для изменения дифферента кор­пуса, вертикальным и горизонтальным рулями. Хорошо погружается и всплывает, мо­жет ходить по прямой и выполнять повороты как на поверхности воды, так и под водой. Простая ручка позволяет очень быстро закручивать нить резиномотора.

Постройка такой подводной лодки посильна каждому начинающему моделисту. Для этого нужно три-четы­ре часа, то есть всего-навсего один вечер.

Хочу обратить внимание, на то что я начал писать статью о современных материалах, которые можно использовать при изготовлении моделей. Именно «начал», потому, что не считаю ее дописанной, и надеюсь что она будет дополняться, как советами читателей, так может и сам что-нибудь еще найду. Статья находится тут.

Перед началом работы приготовьте лобзик, пе­рочинный нож или скальпель, небольшой напильник, плоскогубцы, кусочек свинца весом 5 г, кусок фанеры толщиной 3 мм, размером 210 X X 55 мм, жесть от консервной банки для изготов­ления винта и вертикального руля, резиновую нить сечением 1 X 1 мм и длиной 400 мм (мотор), клей «БФ-2», две булавки с головками в виде колечка, катушечные нитки № 30 и немного какой- либо яркой краски (нитроэмалевой или масляной).

Сейчас все в основном пользуются электроинструментами. Лобзик конечно же имеется в виду для ручного фигурного выпиливания по фанере. В своем детстве я пользовался вот таким:

Его и сейчас можно найти в продаже. Кусочек свинца в любом рыболовном магазине, там же и резинку, она продается обычно для снасти «донка» (у нас так называется).
Резинку можно купить и на алиэкспрессе, вроде этой. Пойдет и на модельки, и на те же рыболовные снасти.
Вместо булавок можно использовать скрепки, согнув их нужным образом, я так делал в детстве.
По поводу клея БФ-2, честно говоря даже не знаю существует ли он сейчас, но в современном мире столько всяких клеев, что подобрать для дерева будет не сложно.

А вот прилагаемый чертеж . Размер клетки 10 мм.

Скан из советского журнала.
Скан из советского журнала.
Чтоб сохранить или посмотреть изображение в полный размер - правой кнопкой мыши по картинке, выбрать «открыть изображение». Открывшееся изображение можно посмотреть в полный размер или сохранить, кликнув правой кнопкой мыши и выбрав «сохранить изображение».

Несмотря на простоту конструкции модели, работу следует выполнять в определенной после­довательности, чтобы избежать ошибок. Корпус лодки и лопасти горизонтальных рулей выпилите лобзиком из фанеры, как показано на рисунках 1. и 3. Контур лодки переносится с чертежа на фанеру по квадратам (клетка 10х10 мм). Чтобы модель получилась правильной и красивой, следу­ет пользоваться пилками по металлу (с мелким зубом). Выпиленный корпус зачищается напиль­ником и шкуркой. Прорези, в которые вклеивают­ся лопасти горизонтальных рулей, после пропили­вания расчищаются кончиком ножа. Сами лопасти должны быть обработаны наподобие профиля крыла самолета, то есть верхняя их поверхность оставляется плоской, а нижняя делается выпуклой, с более толстой передней' кромкой (ребро атаки) и более тонкой и острой задней (рис. 3). Рули обра­батываются напильником, затем - наждачной бу­магой и вклеиваются на свои места. Чтобы склей­ка была прочной, следует сначала смазать клеем прорезь и среднюю часть лопасти, высушить пер­вый слой клея, затем нанести второй слой, соеди­нить детали и в таком положении высушить их. Излишки клея втираются пальцем в клеевой шов.

Сквозь кормовую часть корпуса модели подвод­ной лодки проходит вал гребного винта. Вал из­готовляется из булавки, имеющей головку в виде колечка. Сквозь это колечко пропускается нить резиномотора, а к противоположному концу бу­лавки припаивается или приклеивается клеем «БФ-2» гребной винт, изготовленный из жести.

Отверстие для вала проще всего прожечь рас­каленной на огне булавкой или тонкой проволо­кой. Делать это следует не торопясь, так как от правильного расположения отверстия зависят хо­довые качества лодки.


Сейчас не составит проблем и просверлить. В магазинах куча всяких тонких сверл и думаю что дрель или шуруповерт найти тоже не проблема. Но можно и прожечь.

Винт и руль вырезаются из тонкой же­сти, как показано на рисунке 4. Вырезав винт, прокалывают его в середине тонким шилом или остро отточенным кончиком гвоздя. Это будет от­верстие для вала. Булавка (вал) должна входить в это отверстие плотно, с некоторым усилием. Вал и винт соединяются в такой последовательности: сначала булавка (вал) вставляется в отверстие с внутренней стороны прорези для резиномотора, затем на нее надеваются три маленькие шайбойчки, вырезанные из тонкой жести или латуни. Шайбочки должны быть гладкими и свободно вра­щаться на булавке. Если в распоряжении моде­листа есть маленькая стеклянная бусинка, следует поставить ее между шайбами — это уменьшит тре­ние и облегчит вращение вала. Последним на бу­лавку надевается гребной винт. Отрегулировав его положение так, чтобы между ушком булавки и стенкой прорези для резиномотора оставалось 2—3 мм, свободный конец булавки загибают ко­лечком и припаивают к винту. Следует предвари­тельно отжечь булавку, чтобы она при загибании не сломалась. Это можно сделать в пламени газо­вой горелки, свечки или просто на спичке. Колеч­ко на винте необходимо для закрутки нити рези­номотора заводной ручкой или маленькой дрелью.

В свое время «вал» делал из распрямленной скрепки. Один край сгибал буквой П.
-3

В винте пробивал гвоздиком два отверстия. ВАЖНО!!! - одно отверстие по центру, а второе уже рядом. Надевал на эту «П», длинной частью скрепки через центр и загибал короткий конец. Потом надевал кучку шайбочек или маленьких гаечек, а лучше всего подходила бусина, не обязательно стеклянная, чтоб винт был подальше от корпуса, ставил на модель и второй конец скрепки сгибал колечком, как у булавки, для резинки.
Но можно и в обратном порядке – сначала согнуть колечко, поставить на модель, надеть бусину, надеть винт, согнуть буквой П, сместить (насадить) винт на эту «букву» и зафиксировать согнув короткий конец «П».
Но при таком варианте крепления винта совершенно по другому делается механизм «завода». С другой стороны от винта, на модель ставится не просто крючок крепления резинки, а заводная ручка. Так же сверлится (прожигается) отверстие. На одном конце скрепки сгибается колечко для резинки, надевается бусина, вал продевается в отверстие на модели, и скрепка сгибается в виде ручки. Вал до сгиба должен быть не короткий.
-4

Работает это так. Винт зажимается пальцами. Ручка завода оттягивается от модели, чтоб не цеплялась за модель и крутим пока не надоест или не увидим что уже резинка на пределе. Потом упираем ручку в корпус модели и она уже не раскрутится. Опускаем модель в воду, направляем и отпускаем винт. И наслаждаемся.
Ну а можно все сделать как описано в данной статье, с булавкой.

Резиномотор представляет собою колечко из ре­зиновой нити сечением 1х1 мм, длиной около 400 мм. Чтобы резина не потерялась в воде, слу­чайно соскочив с модели, нить вдевают в прорезь корпуса лодки (как в ушко иголки) и завязывают узлом. Затем один конец резинового кольца про­пускают в ушко вала- винта, а другой (с узелком) зацепляют за выступ в носовой части лодки. Рези­на должна быть слегка натянута в прорези. Если она будет провисать, это создаст неудобства при заводке.

Ходовые качества лодки сильно зависят от того, как изогнуты лопасти винта. Модель с хорошим винтом уйдет дальше, будет лучше погружаться и развивать большую скорость. Поэтому изготовле­нию винта следует уделить самое серьезное вни­мание. Изгибать лопасти следует в два приема: сначала, до пайки, изгиб винту придается паль­цами, а после пайки с помощью плоскогубцев задние кромки лопастей изгибаются более круто (до 40° от оси вала). Во время запусков лодки можно найти наивыгоднейший угол изгиба лопа­стей, подгибая их в ту или другую сторону.

Последний этап работы по изготовлению моде­ли подводной лодки - установка балласта на ки­левой брус. Для этого нужно приготовить полоску свинца размером 12х22 мм, толщиной около 1 мм. Вес ее должен быть не более 5 г. Эта полос­ка выгибается в форме П-образной скобки и ста­вится на килевой брус приблизительно под «пуш­кой», находящейся на палубе. Передвигая грузик, мы можем регулировать продольный дифферент модели и скорость ее погружения.

Свинцовый балласт можно заменить медной проволокой толщиной 1 мм,- намотав ее виток к витку на килевой брус. Проволоку следует пред­варительно взвесить и отрезать кусочек весом в 5 г.

При первом опробовании модели лодки на воде следует добиться, чтобы грузик ее не топил. Мо­дель должна погружаться только до линии, соеди­няющей переднюю и заднюю плоскости горизон­тальных рулей. Если лодка тонет, грузик следует уменьшить, понемногу отрезая от него кусочки свинца (или отматывая проволоку).

Отрегулировав груз, возьмите модель левой ру­кой, а заводную ручку, правой, как показано на рисунке 5, зацепите крючком колечко гребного винта и закрутите резиномотор, быстро вращая ручку между большим и указательным пальцами правой руки. Одним движением пальцев удается закрутить винт на 3 - 4 оборота. Для полной закрутки резиномотора потребуется сделать 50 - 60 движений.

Вот и все. Желаем успешной работы и счастливого пла­вания!

Вот такая вот простая модель подводной лодки на радость ребенку. По поводу ее погружаемости под воду. Для этого нужно, чтоб горизонтальные рули были совсем чуть-чуть наклонены вперед, как антикрыло, и отгрузить лодку так, чтоб нос был чуть ниже. Передние горизонтальные рули должны быть слегка погружены в воду, чтоб при наборе скорости лодку утащило вод воду.

Удачи вам в ваших начинаниях и продолжениях.
Если понравилось, добро пожаловать, подписывайтесь, делитесь идеями, ставьте лайк.