Недавно я столкнулась с довольно трудным случаем. Привели ко мне мальчика, 4 класс. Будет заниматься раз в неделю. Больше не получится, потому что:
- все дни и так расписаны другими дополнительными занятиями;
- есть брат – первоклассник, «такой же», у него тоже намечаются репетиторы;
- все это платное, поэтому проблема с финансами.
Теперь объясню, почему его привели. Потому что его хотят «передать на комиссию». То есть, как я поняла, это перевод в коррекционную школу (я просто подробно расспрашивать постеснялась). И теперь мальчик занимается у дефектолога, у кучи репетиторов и еще вот у меня.
Раньше ничего не делали, потому что «он все равно на месте спокойно сидеть не мог».
Теперь конкретно о мальчике.
Да, с особенностями ребенок. Понятно, что концентрации внимания никакой. Все время рукава свитера вниз тянет и себе на руки натягивает. Пару раз морды корчил – не мне, а в пространство. Но в целом старательный, работать можно.
А теперь о проблемах.
Первое, что меня удивило – мама категорически отказалась присутствовать на занятии. Хотя явно в данном случае это необходимо. Раз в неделю – мало, надо, чтобы с ним каждый день все повторяли. Но аргумент был:
- Пусть учит, я все равно не пойму.
Хотя я долго вещала на тему: я все объясню-расскажу-покажу-распишу в тетради.
Дальше. Ситуация явно запущенная. И, похоже, родители зашевелились, только когда речь зашла о комиссии. Надо было все в первом классе еще начинать.
Конкретно с моим английским. Понятно, что языку я его не научу. Я должна обеспечить минимум, который требует учитель, чтобы вывести «тройку». Но единственное, что я поняла – это надо выучить алфавит. Конечно, из мальчика вытрясти информацию – это дохлый номер, но, к сожалению, из мамы тоже.
- Вот, учительница про алфавит сказала, еще что-то было, но я не уже и не помню. Вам лучше знать.
Да не лучше мне знать! Предлагаю еще раз подойти к учительнице, попросить, чтобы прямо на бумажку записала свои требования.
- Ой, что вы, уже как-то неудобно. И я все равно не пойму.
Надо сказать, маму мне тоже довольно трудно понять, она строит фразы медленно, с трудом и очень невнятно выражает свои мысли. И с кучей «это, ну, вот, значит».
И последний факт, который совершенно вывел меня из равновесия. Дала я этому мальчику собирать паззл с алфавитом. Вот этот.
А у него не очень получается (тоже показатель, кстати). Я ему хотела помочь и говорю что-то вроде:
-Смотрите, у каждого своя тактика. Кто-то по картинкам собирает, кто-то сначала контур.
Блин. Бедный ребенок засуетился, аж руки затряслись. И таким извиняющимся тоном мне:
- Я сейчас, сейчас. Сейчас соберу.
А перед моим мысленным взором встал ряд картин (очень надеюсь, что это все только в моем воображении). Вот он тормозит на уроке – учительнице некогда, она подгоняет:
- Ну, Иванов, давай быстрее, ты что, совсем уж не соображаешь.
Или:
- Ну вот, ничего сегодня не успели, поэтому вот это все будет на дом, скажите спасибо Иванову.
Или одноклассники:
- Блин, ну пиши уже, из-за тебя весь класс сидит.
Он затурканный совсем. Выходит с занятия, из другой комнаты появляется Ведьма Анафемовна. Мальчик нерешительно смотрит на нас и говорит:
-А вот я спросить хочу…
Мама ему - хрясь подзатыльник.
- А ну, молчи, нечего тут спрашивать.
Я говорю:
- Вы что-то спросить хотели? Так не стесняйтесь.
Ему просто показалось, что мы с Ведьмой Анафемовной похожи. И он хотел спросить, почему. Ну, объяснили мы ему, что родственницы.
В другой раз. Выходит из комнаты, а дверь в другую открыта. Он заглядывает. Мама опять – хрясь подзатыльник.
- Куда лезешь?
Я выхожу, завожу его в другую комнату, показываю, что тут тоже класс. А он спрашивает:
- Мне показалось, или эта комната больше той?
Всего-то. Главное, мальчик-то вежливый такой. Всегда говорит: «Спасибо за урок». Вообще, у меня сложилось впечатление, что чуть ли не только мы с ним спокойно разговариваем, поэтому он и задает всякие вопросы.
***
И вот я подумала: а не устарела ли нафиг наша классно-урочная система? Ведь явно она для таких детей не подходит. Я понимаю, в классе около 30 человек, кто с ним будет возиться, кто будет его ждать? Что учитель может сделать в таких условиях?
Со стороны родителей тоже… Вот кричат ему: «Учи, учи». А он не умеет. Ему надо показать, как. Причем еще извернуться, чтобы показать нестандартно. Причем несколько раз показать.
Ну, вот мне будут кричать: «Садись на шпагат, садись на шпагат». И ругать и наказывать, если не сяду. И что? Допустим, мне тренер показал, но я забыла. И еще раз показал – я опять забыла. Плюс мне физические данные не позволяют. Да хоть оборитесь – я ж не сяду. Или, если меня долго и нудно учить, сяду несколько глубже, чем раньше. Все, это мой предел.
И мальчик этот тоже. Вот таким он родился. Он же не виноват, правда? Да хоть ты оборись и все бошку ему раздолбай подзатыльниками – он же от этого не изменится.
Как вы думаете? И кто тут виноват? Если вообще есть виноватые.
Все об этом мальчике читайте в рубрикаторе (Про моего не совсем стандартного ученика): «Записки репетитора» - все по полочкам, все по рубрикам
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!