Найти тему
Дикий эльф

Властелин Колец. Магия - зло

Каждый любитель фэнтези, читавший считающиеся основными произведения Толкина уже после, например, "Саги о ведьмаке" Анджея Сапковского или "Плоского мира" Терри Пратчетта, наверняка задумывался: почему в мире Профессора так мало "самой обыкновенной" магии? Ведь есть там и волшебники, причём такие, что не чета магам из книг о Гарри Поттере, есть зачарованные мечи и сокрытые города - где же сама магия, магия в чистом виде? И для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно уяснить, чем же вообще магия является в Легендариуме Толкина.

Как рьяно верующий и хорошо знающий Священное Писание христианин, Толкин верил в реальность магии, в её наличие в нашем мире. В Библии сказано: "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси." Значит, магия в христианстве относится к основным грехам, и, если подумать, может являться как бы посредством удовлетворения других грехов - той же жадности, того же гнева. Магия - нечто, идущее не от Бога, а от падших духов, то, с помощью чего они заманивают людей на беспросветно тёмную дорожку смертного греха.

Галадриэль, владычица Лотлориэна, считала чары эльфов и магию Моргота не чем-то единым, но двумя противоположностями.
Галадриэль, владычица Лотлориэна, считала чары эльфов и магию Моргота не чем-то единым, но двумя противоположностями.

Похожая тенденция наблюдается и у Толкина. Галадриэль говорит Сэмуайзу Гэмджи, что она сама плохо понимает, как он смешивает понятия волшебной силы Врага и аналогичной - эльфов. Для неё эти две силы - антиподы, нечто совершенно разное и ничем не связанное. Почему же именно так считает дочь Финарфина, несомненно, разбирающаяся в этой части знания?

Люди, не читавшие "Сильмариллион", или делавшие это невнимательно, часто сравнивают эту книгу с Библией. Одна из немногих деталей, которая делает это суждение сколько-нибудь верным - первая часть книги, "Айнулидалэ", в которой говориться о сотворении мира. Само по себе описание сотворения не похоже на библейское - но в него вплетена история о падении первого из Божьих ангелов, в данном случае носившего имя Мелькор. Айнур (ангелы), создали, вернее, спели мир по "чертежам" Эру Илуватара (Бога), но Мелькор решил, что и сам он сумеет сделать не хуже - и ввёл в общую композицию свои изменения, исказившие её и делавшие настолько уродливой, что некоторые другие айнур даже остановили пение, так как их часть "чертежей" диссонировала с тем. что начал петь Мелькор. С этого и начинается история его грехопадения, история его превращения в первого Тёмного Властелина.

Мелькор (Моргот Бауглир), первый Тёмный Властелин в Легендариуме Толкина.
Мелькор (Моргот Бауглир), первый Тёмный Властелин в Легендариуме Толкина.

Но, став Тёмным Властелином, Мелькор не потерял свою силу. Почему? Вероятно, потому, что он сам по себе и был этой силой, состоял из неё, как и другие айнур. Или сила Мелькора есть, или нет его самого. И вот тут мы наконец подходим к основному вопросу - что именно такое "магия" в мире Толкина и почему "светлые" персонажи, включая даже саму Галадриэль, считают две её стороны двумя совершенно разными стихиями?

Дело в том, что сила, которую используют эльфы, дарована им напрямую Богом по праву рождения. Люди тоже владеют подобным, но их души слишком слабы и обычно они попросту не умеют контролировать эту свою особенность, данную им Всесоздателем. А вот сила прислужников Моргота - это сила, украденная Тёмным Властелином и отчасти ими самими у Бога, сила более лёгкая, но изнуряющая и толкающая на другие преступления. Те же Моргот и Саурон свои силы истратили достаточно быстро, тратя их на создание армий, возведение крепостей, на зло другим. И именно их сила в Легендариуме носит название "магия" не у широких масс вроде северян или хоббитов, плохо в этом разбирающихся, а у тех, кто умеет контролировать силы, данные ему Богом.