Найти в Дзене
Batrachospermum Magazine

Ceменники птунов уменьшились в петле эволюции

Согласно новому исследованию британских биологов, птицы – единственные позвоночные животные, которым шалунья эволюция на протяжении десятков миллионов лет неоднократно и не без удовольствия скукоживала мужские гонады.

Австралийская ворона (Corvus coronoides) в шоке от результатов исследования.
Австралийская ворона (Corvus coronoides) в шоке от результатов исследования.

По словам Джоанны Бейкер из Университета Рединга, это происходило в силу фантастического разнообразия брачного поведения и внешности, которое можно наблюдать и у современных птиц. Вместо больших ceменников пернатые самцы впечатляют самок ярким оперением, красивой песней, занятным танцем, гнездостроительными умениями и другими талантами.

«Крупные ceменники производят больше семени, а значит, дают животным конкурентное преимущество перед сородичами с мелкими, однако отращивать и содержать такие семеннечищи дюже затратно, – отмечает доктор Бейкер. – Около 90% птиц социально моногамны, производить уйму гамет им не столь уж важно, и у них было много возможностей уменьшить сeмeнники в пользу иных адаптаций».

-2

Ни в одной другой группе позвоночных не выявлено подобных закономерностей. Многие лягушки тоже моногамны, но в отличие от птиц они практикуют внешнее oплoдoтворение, так что массовое производство семени с большой вероятностью обеспечивает самцам преимущество перед конкурентами. Сeмeнники позвоночных чрезвычайно разнообразны по размеру и за 400 млн лет их эволюционной истории много раз претерпевали как взрывные распухания, так и стремительные скукоживания, выяснили ученые.

«Так, мы выявили существенные изменения в размерах ceменников у веслоногих лягух (семейство Rhacophoridae), – делится Бейкер. – У этих амфибий весьма необычный способ спaривания: самцы окружают самку и оплодотворяют икру, взбивая ногами cпepму в этакую пену. Например, самки восточноафриканских хватающих лягушек (Chiromantis xerampelina) спариваются одновременно с 12 самцами. Очевидно, большие сeмeнники произведут много cпepмы, и у их обладателя будет преимущество в таких пенистых гнездах».

К удивлению биологов, ни в одной группе позвоночных животных им не удалось обнаружить адаптаций, способствующих увеличению сeмeнников, хотя любой вид, казалось бы, от крупных гонад только выиграл бы. Вероятно, это и впрямь дорогое удовольствие. Выгоднее поддерживать данный природой размер, нежели увеличивать себе яйца. Что касается птиц, то в их случае на уменьшение семенников могла сыграть способность к полету. С другой стороны, рукокрылые млекопитающие тоже летают, а их яички меньше не становятся. Так что дело скорее в птичьей моногамии, заключают авторы.

И конечно, вам не терпится узнать, у кого же из птунов самые маленькие ceменники. А вот у кого: у австралийских и южноавстралийских ворон (Corvus coronoides и C. mellori). Обе птицы довольно блеклы на вид – и это вроде бы противоречит основным выводам исследования. Но, во-первых, их оперение проявляет радужный оптический эффект, а во-вторых, они очень умны, уточняет Джоанна Бейкер. А умным, как известно, большие яйца не нужны.

Южноавстралийская ворона (Corvus mellori). Фото: Richard Taylor.
Южноавстралийская ворона (Corvus mellori). Фото: Richard Taylor.

Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Ecology Letters (Baker et al., 2019)

Почитайте также про мужскую кость бакулюм – он приобретался и терялся в эволюции многократно. А вы не теряйтесь. Приобретайтесь.

Эволюция
1800 интересуются