Все, что знают рядовые россияне об Ирландии — набор стереотипов, включающий в себя клевер, День Святого Патрика, неискоренимую любовь ирландцев к алкоголю и извечную вражду с британцами. Конечно, Ирландия, как и любая другая страна, представляет собой куда большее, чем стереотипы. Что, впрочем, не мешает каждому из них быть вполне себе правдой. Чем же живет сегодня зеленый остров и как живут в Ирландии русские?
Многочисленные ирландские диаспоры рассеяны по всему миру. Самая крупная из них находится в США. Несмотря на то, что сама Ирландия долгое время была своеобразным «донором» рабочей силы для многих и многих стран, в последние годы наблюдается обратный процесс. Причина тому — феномен «кельтского тигра»: так назвали бурный рост экономики в Ирландии в самом начале 2000-х годов. Рост был столь стремительным, что небольшой северной стране удалось обогнать по росту ВВП многие быстрорастущие азиатские страны. Экономисты до сих пор не могут понять, как Ирландии удалось так быстро выйти в лидеры экономического роста: факторов много, да вот в общепринятые экономические теории это не слишком укладывается, а значит, рецепт экономического чуда до конца не разгадан. Как бы то ни было, в стране стали инвестировать в развитие IT-отрасли, фармацевтики и других секторов экономики. Добавьте к этому низкие налоги — и вот в страну потянулись мигранты в поисках лучшей доли.
Русскоязычных жителей Острова — выходцев из стран СНГ, бывших советских республик — насчитывается около ста тысяч человек. Большинство из них трудятся в сфере услуг, а также на стройках и комбинатах. Именно граждан России в Ирландии, по разным оценкам, проживает от 3,5 до 5 тысяч человек. Пик иммиграции русскоговорящих в Ирландию пришелся на начало 2000-х годов. До этого момента наши соотечественники не рассматривали Ирландию как место для работы и жизни, а поэтому русских на острове были единицы.
Был среди приехавших в Ирландию в конце 90-х-начале 2000-х в поисках лучшей доли и россиянин Николай Евсеев. На тот момент ему исполнилось 24 года. По его словам, большое количество россиян работают в сфере IT, фармацевтике. Сам Николай служит священником в православном храме Святых апостолов Петра и Павла в Дублине и параллельно с этим работает программистом.
Первое, что поражает прибывающих в Ирландию — это природа. Не зря эту страну называют «зеленым островом». Из-за близости течения Гольфстрим здесь нет ярко выраженных смен времен года, а климат достаточно мягкий, пусть и ветреный. Зима, лето — все будто сливается. Разве что летом трава зеленая, а зимой — пожухлая.
«Те, кто жалуются на плохую погоду в Лондоне — пусть приезжают в Ирландию, — смеется Николай. — Там теплее, больше солнца. В Ирландии погода очень изменчива и капризна: с утра может светить яркое солнце, а на небе не видно ни облачка. А затем вдруг набежит дождь, который так же быстро закончится. В редкие годы зимы могут выдаться снежными и холодными, до -18. За те 17 лет, что я живу в Ирландии, так было пару раз. Лопались трубы, встал транспорт, люди не ходили на работу».
Свои среди чужих
Проблемы, которые возникают в других европейских странах с мигрантами, в частности, с выходцами из исламских стран, Ирландию не затронули — по крайней мере, пока (к слову, приветливость и желание помочь — характерные черты ирландцев не только в небольших городках, но и в крупных, включая Дублин). Дело в том, что экономический рост плавно и медленно идет на спад, зарплаты в Ирландии не такие привлекательные, как в других странах ЕС, поэтому и поток приезжающих год от года снижается. Пособия и социальные выплаты кому попало здесь не раздают. Поэтому на волне миграционного кризиса в Европе 2015 года, вызванного лавиной беженцев из восточных стран, в Ирландию согласилось приехать… лишь 20 человек!
Среди мигрантов — больше всего поляков, поэтому особенного отношения к русским у ирландцев нет: их просто слишком мало на фоне других национальных диаспор.
«Конечно, есть сложности с тем, чтобы встроиться в социум, — говорит Николай. — Это зависит от знания языка — в Ирландии достаточно английского. Но многие люди приезжают сюда с просторов бывшего СССР с единственной меркантильной целью: наладить материальную часть жизни, и при этом забывают о жизни культурной, духовной, мало общаются. Таким встроиться в общество намного сложнее».
Не терять корни
В Ирландии русскоязычная диаспора проживает преимущественно в Дублине. К сегодняшнему моменту в стране сложились островки русской культуры. В том же Дублине выходят две газеты для соотечественников — «Наша газета» и «Дублин Инфоцентр», есть русскоязычное телевидение. Существуют сразу несколько организаций, объединяющих русских в Ирландии — например, «Соруси», сообщество русскоговорящих, «Русское сообщество Russian Ireland», портал «Виртуальная Ирландия» и другие.
Одним из важных центров, вокруг которого собираются наши соотечественники, считается Русская православная церковь. Именно при православном храме Святых апостолов Петра и Павла действует единственная в стране русская школа, где все преподавание ведется по российской образовательной системе.
«Детей непросто заставить говорить по-русски, — делится своими наблюдениями Николай Евсеев, у которого трое детей. — Они ходят в ирландские школы, общаются со сверстниками. Это неизбежные потери в любой эмиграции: "дети всегда будут терять свой язык". Русская школа, действующая при храме Святых апостолов, работает только по выходным. Если же дети будут ходить в полноценную русскую школу вместо местной, ирландской — то это затруднит их взаимодействие с социумом, им будет сложнее существовать в обществе. Получается палка о двух концах.
По словам Николая, большинство из тех, кто эмигрирует в Ирландию, не планирует оставаться здесь навсегда —лишь временно, чтобы поправить свое финансовое положение. Но выходит так, что остаются надолго. Сам Николай старается поддерживать связи с Родиной, часто приезжает навестить родных.
На вопрос, по чему российскому он сильнее всего скучает, находясь в Ирландии, Николай ответил: «Сейчас мир такой, что везде все есть. Даже в плане еды: здесь, в Дублине, много польских и литовских магазинов, где можно купить привычный нам кефир или ржаной хлеб, например. А скучать можно лишь по самой России».