Найти тему
Классическая музыка

Пять выдающихся фортепианных концертов

Оглавление

В этой статье рассказываем про пять великих фортепианных концерта. Не расстраивайтесь, если какого-то концерта здесь не оказалось. Объять необъятное невозможно, но и статья у нас не последняя, будут еще.

Ссылки на Яндекс.Музыку даны в конце статьи.

А. Скрябин

Концерт для фортепиано с оркестром

Фортепианный концерт А. Скрябина, пожалуй, самое глубокое и философское произведение композитора, по совместительству – высшее достижение романтической музыки. Ткань концерта по-шопеновски воздушна и прозрачна. Она позволяет композитору доводить грани тем и орнаментов до исключительной зыбкости. Нервная трепетность и взволнованность музыки – оживляют и одухотворяют Концерт. Здесь чувствуется противопоставление утонченности и грандиозности, которые, как полагал Скрябин, откроют человечеству двери духовного мира.

В. А. Моцарт

Концерт для фортепиано с оркестром № 22

Есть одна маленькая тайна, которую никто не раскрывает, что музыка В. А. Моцарта – это лучший естественный антидепрессант. Его симфонии и концерты всегда жизнерадостны и полны света. Естественно, трагические мотивы присутствуют практически в каждом произведении композитора, но Моцарт всегда указывает выход из этих ситуаций. Находит выход из темного леса (Симфония 1), избавляется от страха перед смертью (Симфония 41), решает внутренний конфликт человека (Хаффнер-серенада)… и таких историй в его музыке сотни. Ведь это сочетание идеальных гармоний, идущих от сердца, поэтому прослушивание его шедевров – это помощь в выходе из каких-то неприятных эмоциональных состояний.

Двадцать второй концерт – грандиозный, мощный и трагичный – особенно в своей второй части. Данная музыка поможет заглянуть в глубины самого себя и узнать что-то большее, чего вы не знали раньше. Даст понять трагикомизм бытия. Двадцать второй концерт – больше уходит по глубине своего содержания в область симфонии. Финал концерта, как и сказано выше, уводит нас от трагических мотивов второй части к придворному танцу. В финале Моцарт вновь одаривает нас энергией жизни и радости. И тут как нельзя кстати вспоминается высказывание В. Хлебникова: «Я жизнь пью из кубка Моцарта»…

П. И. Чайковский

Концерт для фортепиано с оркестром № 1

Великий, помпезный, трагичный, поистине русский – Первый фортепианный концерт Чайковского. Музыкальная вершина человеческой цивилизации, которую можно сравнить с Джокондой в живописи или произведениями Шекспира в литературе. С первых нот этого концерта рождается любовь к классической музыке и великому искусству в целом.

С. Рахманинов

Концерт для фортепиано с оркестром № 3

Шедевр о вечном поиске необъяснимого и недостижимого, о вечной маяте русской души, концерт об укреплении и утверждении победы духа через борьбу и преодоление.

Сочинение богато на различные образы и состояния, которым нет однозначной трактовки. Все скажут, что тема Родины – центральная в творчестве композитора... Если бы все было так просто. Когда современники находили корни основной темы в народной музыке, композитор отрицал их заимствование, он отвечал, что «просто так написалось». Рахманинов мыслил и творил на русском языке, поэтому первое, что мы слышим и представляем под воздействием его музыки, – образы России. Это обусловлено музыкальным языком, а не каким-то конкретным заимствованием народных или церковных мелодий. Фортепианная лирика Рахманинова заключается в песенности солирующего инструмента. В третьем концерте инструмент поет одну из самых искренних, самостоятельных и красивых песен мирового фортепианного репертуара.

Л. ван Бетховен

Концерт для фортепиано с оркестром № 4

Он считается одним из самых личных произведений композитора. В первой части тоскливые и грустные настроения развеиваются оркестровыми темами, как бы рисуя таким образом прояснение творческого бытия – традиционный для Бетховена выход из депрессивных состояний с помощью целительной силы искусства. Вторая же часть концерта, построенная в форме выразительного диалога между солистом и оркестром, — самая сильная и откровенная сторона произведения, – наполненная драматизмом и несравненной красотой. Это примирение с самим собой, некий компромисс с собственными бесами. Финал концерта — яркое, оптимистичное, темпераментное бетховенское рондо. С помощью праздничного блеска танцевальных ритмов автор отходит от драматической интимности второй части в темы народного сплочения.

Ссылки на Яндекс.Музыку:

1. Концерт Скрябина
2.
22-й концерт Моцарта
3.
Первый концерт Чайковского
4.
Третий концерт Рахманинова
5.
Четвертый концерт Бетховена

Еще больше познавательных материалов, в том числе и полные статьи про все перечисленные здесь концерты – в нашем телеграм-канале – https://t.me/classmus