Автор - Борис Лесков
генеральный директор Концерна «РУСИЧ»
Сайт - rusich.group
Текущие ситуации на рынке.
Развитая транспортная инфраструктура всегда положительно влияет на рынок недвижимости и на развитие города в целом.
Со временем улучшение транспортной инфраструктуры будет способствовать появлению новых строительных проектов, но рассчитывать на серьезное повышение стоимости квадратного метра в реализующихся проектах, которые, например, попадают в границы МЦД и МЦК, до конца текущего года не следует.
Наиболее положительно открытие наземного метро отразилось на районах, куда до сих пор не проложена линия метрополитена и жители вынуждены использовать наземный транспорт, чтобы добраться до метро, к примеру, это часть района Бескудниково. Например, в ЖК «Дмитровский парк», «Летний Сад» средневзвешенная стоимость кв. м. составляет 150 000 и 172 000 руб. соответственно, чуть дороже стоимость квадратного метра в ЖК «Счастье на Дмитровке» - 198 000 руб.
В отдельно взятых проектах, которые реализуются в пределах МЦК и МЦД стоимость квартир действительно повысилась в среднем на 3%. Такое незначительное повышение связано не только с общей ситуацией на рынке, но и с тем, что некоторые станции МЦК дублируют действующие станции метрополитена и находятся практически в 200-300 метрах друг от друга. В районах, где отсутствует метро и жители могут рассчитывать только на станции МЦК и МЦД рост стоимости отмечался на уровне 5-7% (Дмитровский район, Восточное Дегунино, Можайский район, Нижегородский, Шелепиха).
Однако нельзя отрицать тот факт, что открытие новых станций МЦК и МЦД делает жилье, как на первичном, так и на вторичном рынке более ликвидным, а значит продать квартиру будет легче.
Общие обзоры
В границах МЦД -1 и МЦД- 2 реализуются проекты как комфорт-класса («Счастье в Царицыно», «Домашний», «Аннино парк»), так и бизнес-, и премиум (D1, «Суббота», «Дыхание», Chkalov, Jazz, «Большевик»). На примере этих объектов видно, что практически все районы столицы, где проходит МЦД и МЦК обеспечены станциями метро, до которых можно добраться как пешком, так и общественным транспортом, поэтому существенного подорожания недвижимости в большинстве проектов рядом с новым наземным метро не произошло.
Девелоперы и продавцы вторичного жилья понимают, что данная сеть представляет жителям дополнительные возможности для собственных маршрутов, но существенного влияние на уже имеющуюся транспортную инфраструктуру, в большинстве случаев, не оказывает.
Другое дело Московская область, где в некоторых районах существующая транспортная инфраструктура недостаточно развитая, соответственно запуск МЦД-1 и МЦД-2 даст возможность жителям Лобни, Долгопрудного, Нахабино, Красногорска. Одинцово и Подольска пользоваться своим «наземным» метро, сокращая время в пути практически в 2 раза. И в этом случае транспортная модернизация – существенный дополнительный бонус, в той или иной степени, влияющий на стоимость квадратного метра.
Но как я уже отмечал выше, даже в случае с подмосковными объектами, подорожание вряд ли превысит 5-7%. Тем не менее, не стоит забывать о том, что еще на старте продаж перспектива открытия метро (наземного, подземного) учтена в стоимости квартир и используется как УТП (уникальное торговое предложение) проекта.
Также одной из возможных причин роста стоимости квартиры, помимо транспортной модернизации, может стать переход на счета эскроу.