«Злой дух Ямбуя» (1977). Первые годы после окончания Великой отечественной войны. Долгие месяцы экспедиция геодезистов провела в Восточной Сибири, составляя карты, согласно которым позже можно было бы освоить эти неведомые края, населенные эвенками. Вроде бы пришла пора собираться по домам, и мужчины ликуют. Но вот, приходит радиограмма с гольца Ямбуй о пропаже одного из наблюдателей.
Он не первый – за последнее время исчез еще один ученый. Поездку домой придется отложить. Начальник экспедиции Григорий и один из геодезистов по имени Вадим отправляются в тайгу, к посту, на котором творится нечто странное. По дороге им встречаются эвенки, рассказывающие: мол, на гольце этом издавна пропадают люди. Буквально недавно там словно сквозь землю провалились двое опытных охотников.
Ни останков, ни следов убийцы, ничего. Местные жители наотрез отказываются идти вместе с Григорием. По их словам, там, куда направляются советские ученые, обитают злые духи, жаждущие человеческой плоти. Ни за какие деньги эвенки не отправятся к проклятому месту. Но Григорий и Вадим не верят в сказки и предания. Они выходят из лагеря второго сентября 1949 года. И одни только небеса знают, что за тварь встретится им на пути…
Замечательный советский фильм, вышедший на экраны в те времена, когда о слове «хоррор» в нашей стране не слышала ни одна живая душа. А ведь это хоррор, друзья мои. Пусть и с приставкой «приключенческий». Словом, вовсе не псевдо-«жутик», определение, что напрямую относится к большинству якобы жанровых лент, снятых в СССР. Вопреки своим привычкам, я не выяснял, где именно был снят «Злой дух Ямбуя» - но глядя на экран, ни разу не усомнился в том, что это именно Сибирь, что это именно эвенки, что это РЕАЛЬНО. Аутентичность практически стопроцентная.
Роскошные съемки и полное отсутствие «совковости» не дают в этом усомниться. Единственный след советской эпохи: типажи геодезистов, простых, гордых и мужественных парней, работающих не за деньги, а ради того, чтобы достичь цели, поставленной пред ними не только государством, но и собственным «я». Это не повод для «минусов», это повод для сожаления – в современном российском кино таких героев не встретить. Что еще? Ах да, по традиции, - сюжет, актеры, камера, интрига. Ни малейших претензий!
Советская школа актерства – в наилучшем виде. Сценарий ясен, понятен, логичен. Работу оператора не назвать выдающейся, но какое это имеет значение, если фоном служат фантастические пейзажи! Что же до сути убийцы, «злого духа», то она открывается вовсе не на первых минутах. Атмосферы – достаточно, напряжения – сверх меры. Если это не хоррор, то что тогда «День животных»? У советских кинематографистов получилось лучше, чем у Уильяма Гирдлера. Пусть даже зверь здесь всего один.
7/10