11 декабря 2017 года самодельная бомба взорвалась на автовокзале Портового управления в Нью-Йорке. В результате взрыва пострадали пять человек, но благодаря быстрой эвакуации никто серьезно не пострадал.
Так бывает не всегда. В 2005 году сообщения о бомбардировщике в Багдаде оставили 960 человек, задавленных насмерть на мосту. В 2015 году в давке в Мине, Саудовской Аравии, городе, где паломники останавливаются во время посещения священного места Мекки, погибли 800 человек. В 1989 году 100 человек погибли из-за давки толпы во время футбольного матча в Шеффилде, Англия. Но хотя это может быть легче сказать, чем сделать, эксперты говорят, что лучшее, что можно сделать в этих ситуациях, - это сделать глубокий вдох и попытаться думать логически.
Исследователи изучают эти инциденты, а также поведение группы людей, чтобы понять, как проектировать общественные пространства. Они хотят сделать стадионы и автовокзалы максимально безопасными и эффективными. Иоаннис Карамузас, компьютерный ученый из Университета Клемсона, исследует, как люди обычно двигаются — и во время внешнего стресса, такой как громкий звук или ужасный вид, заставляющий паниковать.
Пешеходы обычно сохраняют общее представление о людях, окружающих их, хотя это может показаться неправдой, когда случайный прохожий толкается на улице. Мы постоянно подсчитываем, насколько быстро движутся люди вокруг нас и в каком направлении они движутся. Пешеходы становятся все более и более неудобными по мере приближения столкновения. - Ты же не хочешь столкнуться с другими людьми, - говорит Карамузас. Например, люди, которые двигаются быстро, будут склонны дрейфовать к внешней стороне тротуара, чтобы не врезаться в мокасины перед ними. Мы все сотрудничаем, чтобы создать (в основном) безаварийные пешеходные места, даже если мы не устанавливаем зрительный контакт.
Люди все еще следуют этому принципу в более многолюдных ситуациях. Подумайте о живом концерте. Люди всегда ищут немного более открытое пространство перед собой (хотя лучшее качество музыки обычно находится там, где сидит звукорежиссер ). Это приводит к волновой схеме движения, поскольку каждый заполняет пустое пространство и сжимается все ближе и ближе друг к другу.
Ситуация обостряется, когда больше нет пробелов для перемещения. Внешние стрессовые факторы, упомянутые выше, такие как взрывы или ожесточенные споры, усугубляют проблему. Люди становятся более агрессивными и больше не боятся столкнуться с другими. После того, как они заполняют доступное свободное пространство в любом направлении, в котором они пытаются уйти — вероятно, от катастрофы — они начинают хаотично двигаться, отчаянно пытаясь найти свободное пространство. Когда и плотность, и тревога высоки, происходят несчастные случаи. “Ты хочешь подышать свежим воздухом, - говорит Карамузас. “Тебе все равно, если ты кого-то ударишь.”
Исследователи неохотно дают четкие советы о том, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, поскольку трудно прозелитизировать, не зная точной ситуации. Но G. Keith профессор крауднауки из Манчестерского столичного университета все равно говорит, что если человек может успокоиться хотя бы на несколько мгновений, чтобы оценить ситуацию, у него есть больше шансов на выживание. Его студенты-исследователи заметили рост травм из-за воспринимаемых угроз, а не реальных угроз, и все еще считают, что это может быть связано с нашей повышенной коллективной чувствительностью к опасности. Все чаще мы видим насильственные события ежедневно через интернет и телевидение. Мы готовы предположить самое худшее и впасть в панику.