Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Щегол

Оглавление

(The Goldfinch, 2019, США)

Ночью все кошки серы, а с двух шагов все очкарики снайперы.
Ночью все кошки серы, а с двух шагов все очкарики снайперы.

Вот так смотришь порой серьёзное кино - а "Щегол" это оно и есть, - которое хоть не идеал, но в целом тебе нравится, а потом читаешь на него критику - а она практически сплошь ругательная! И бранят-то его, на первый взгляд, аргументированно, по существу. После чего ты сидишь и чешешь тыковку, гадая, как вывернуться из столь щекотливой ситуации. Ведь книгу, по какой снят "Щегол", ты не читал, а значит оценить весь ужас неудачной экранизации не способен. Зато все её хулители трясут у тебя перед носом бестселлером Донны Тартт, бренчат всеми его наградами включая Пулитцеровскую премию и совершенно не оставляют тебе пространства для оправдательного манёвра.
Ну ладно, фиг с ними - как-нибудь выкрутимся.

«Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели..." ... Ну или как-то так.
«Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели..." ... Ну или как-то так.

Кхм-кхм...
Так вот, стало быть, какая у нас ситуёвина: хотите, чтобы вам понравилось это кино - не троньте покамест книгу. Или вовсе забудьте о её существовании, как бы жестоко это ни звучало в отношении госпожи Тартт и её литературных заслуг. Потому что, несмотря на штыковые атаки критиков и жестокий кассовый провал, "Щегол" всё равно являет собой неординарное и смотрибельное кино. Где есть и интрига, и неожиданный вираж в развязке, и, главное, замечательные актёры. Особенно - дети, которые все как на подбор играют очень естественно и выразительно. Даже когда их герои пробуют водку и наркотики - да, есть здесь и такое.

Фактически же перед нами остросюжетная драма, начинающаяся, словно какой-нибудь политический триллер - с теракта. В музее, где любуются картинами тогда ещё подросток, главный герой Теодор и его мать, гремит взрыв. Пацан чудом остаётся целым и невредимым, но мать, к несчастью, угодила в эпицентр взрыва и погибла. И вот, когда шокированный Теодор бродит среди руин, разыскивая её, тут-то с ним и происходит событие, изменившее всю его дальнейшую жизнь.

Водка - лучший корм для энергичного Бориса, русского друга нашего героя!
Водка - лучший корм для энергичного Бориса, русского друга нашего героя!

В своих безуспешных поисках Теодор вдруг натыкается на умирающего старика. Который просит, чтобы он подобрал и спрятал в свою сумку упавшую со стены картину - "Щегла" (1654) Фабрициуса, - затем даёт ему перстень, сообщает некий адрес и умирает.
И вот, спустя какое-то время, когда осиротевший Теодор уже жил у своих богатых дяди и тети, он отправился по этому адресу, разве что картину с собой не прихватил и вообще никому не сказал о ней ни слова. Ну а там, куда он пришёл, его - кто бы сомневался! - ожидали новые судьбоносные открытия и сюрпризы...

Этим и занят целых 2,5 часа зритель "Щегла": наблюдает, как жизнь пинает Теодора во все стороны, будто футбольный мяч. И фартит пацану в такой жизни мало, особенно, пока он ещё соплив и не имеет права сам решать свою судьбу. А тут ещё эта проклятая картина, которой, на первый взгляд, отведена роль чеховского ружья, но которая в итоге детонирует в сюжете с мощностью осколочного фугаса. Причём в самый неподходящий для Теодора момент, пропади они пропадом, этот Фабрициус и его нарисованная птица!

Вот такая Николь Кидман нам гораздо более симпатична, чем тот ходячий похмельный кошмар из "Времени возмездия" (2018).
Вот такая Николь Кидман нам гораздо более симпатична, чем тот ходячий похмельный кошмар из "Времени возмездия" (2018).

***

В общем, да простят меня фанаты Донны Тартт, но я не имею к экранизации "Щегла" ни единой претензии. И скучным он мне ничуть не показался, а уж кто-кто, но я по-настоящему тягомотное кино на дух не переношу.
Вдобавок фильм, несмотря на трагическое начало и обилие в судьбе героя иных горестей, постоянно радует тонкой иронией и неожиданными экстравагантными ситуациями. А также оригинальной философской моралью в финале. Хотя, говоря начистоту, большой слоёный торт этого сюжета мог бы обойтись и без вишенки - он и сам по себе достаточно красив и гармоничен.
И отдельно хочу отметить по сей день бесподобную Николь Кидман! Которая после жуткой роли во
"Времени возмездия" и сверкания рыбьей чешуёй в "Аквамене", в "Щегле" снова работает в своем классическом голубоглазо-интеллигентном амплуа - загляденье, да и только!

Трейлер фильма: