Найти тему
Military OvervieW

Проект 12322 "Зубр" Самый большой из малых десантных кораблей.

источник фото сервис Яндекс.Картинки
источник фото сервис Яндекс.Картинки

Малый десантный корабль "Зубр" проекта 12322 разрабатывался на основе значительного опыта в проектировании, создании и эксплуатации судов на воздушной подушке, накопленного в Советском Союзе к 1970 годам 20 века. Ведь уже на постоянной основе эксплуатировались десантные корабли типа "Скат" и "Кальмар", серийно выпускался самый большой на тот момент десантный корабль "Джейран" (проект 12321) который мог транспортировать 200 человек десанта в полной экипировке или 2 основных боевых танка.

Эксплуатация малых десантных кораблей получала самые положительные отзывы на флоте, настолько хорошие что военные заказали еще более мощный и грузоподъемный корабль на воздушной подушке. Задание на разработку получило НПО "Алмаз" и уже в 1978 году были начаты работы по проектировке малого десантного корабля на воздушной подушке проект 12322 "Зубр".

источник сервис Яндекс.Картинки
источник сервис Яндекс.Картинки

Планировалось что новый малый десантный корабль будет вооружен зенитно-пушечными модулями и установками РСЗО для поддержки высадки десанта и самообороны, и будет способен транспортировать до 3 основных боевых танков либо 10 бронетранспортеров и 140 человек десанта или 8 БМП, без бронетехники до 500 морских пехотинцев в полной экипировке. Учитывая имеющийся опыт, поставленная задача была полностью выполнена и первый корабль серии был спущен на воду в 1986 году испытания продлились до 1988 года и далее было развернуто серийное производство.

источник фото сервис Яндекс.Картинки
источник фото сервис Яндекс.Картинки

Корпус корабля изготовлен из магниево-аллюминевого сплава устойчивого к коррозии, представляет из себя понтон в форме прямоугольника, таким образом обеспечивается непотопляемость судна. Через весь корпус корабля проходит транспортный отсек для техники и десанта, оборудованный носовой и кормовой рампами, над корпусом расположена надстройка с центральным постом управления и радиолокационной аппаратурой, в бортах корпуса располагаются отсеки для машинных установок и жилые помещения для экипажа и десанта. Все отсеки оборудованы системами отопления и вентиляции для защиты от оружия массового поражения.

"Зубр" приводится в движение 5 высокотемпературными газотурбинными двигателями М-71 общей мощностью 50 000 л.с., 2 из которых работают на приводы вентиляторов 4-х нагнетательных агрегатов НО-10, а еще 3 двигателя расположены снаружи в гондолах и приводят в действие 3 четырехлопастных реверсивных 5,5 метровых винта расположенных в специальных обтекателях.

кормовая рампа и 3 маршевых двигателя М-71 источник сервис Яндекс.Картинки
кормовая рампа и 3 маршевых двигателя М-71 источник сервис Яндекс.Картинки

Управление кораблем осуществляется с помощью автоматизированной системы "Флора-32", либо из центрального командного пункта, либо с нескольких выносных пультов, Для навигации корабль оснащен 2-мя радиолокационными станциями, гидрокурсоуказателем ГКУ-2, радиопеленгатором, центральной гироскопической системой "База", системой спутниковой навигации и приборами ночного видения.

Для поддержки морской пехоты во время десантирования и в целях самообороны проект 12322 "Зубр" оснащен соответствующим вооружением, а именно; 2-мя 30 мм. шестиствольными артустановками АК-630 с боекомплектом 3000 снарядов, 2-мя установками РСЗО калибра 140 мм МС-227 "Огонь" с боекомплектом 132 снаряда, а так же пусковой установкой МТУ-2 ЗРК «Игла-1М» с боезапасом от 8 до 32 боеприпасов. Дополнительно "Зубр" может брать на борт от 20 до 78 мин для постановки минных заграждений.

шестиствольная 30-мм установка АК-630, источник сервис Яндекс.Картинки
шестиствольная 30-мм установка АК-630, источник сервис Яндекс.Картинки

Проект 12322 "Зубр" является одним из самых быстрых кораблей на воздушной подушке в мире, во время испытаний "Зубр" разогнали до 70 узлов (а это около 130 км/ч), но при это у корабля наблюдался малоизученный эффект - подлом гибкого ограждения подушки, из-за этого конструкторы предусмотрели режим блокировки набора скорости при достижении 60 узлов (около 111 км/ч.)

На данный момент в строю ВМФ России находятся два корабля проекта 12322 "Зубр", МДК-50 "Евгений Кочешков" и МДК-94 "Мордовия", оба корабля прошли капитальный ремонт и будут поддерживаться в боевом состоянии до полной выработки ресурса, новые корабли типа "Зубр" к закупке не планируются!

МДК-50 "Евгений Кочешков" источник сервис Яндекс.Картинки
МДК-50 "Евгений Кочешков" источник сервис Яндекс.Картинки

ТТХ Проекта 12322 "Зубр":

  • водоизмещение - 555 тонн.
  • максимальная скорость - 60-63 узлов. (111 км/ч.)
  • длинна - 57,3 м.
  • ширина - 25,6 м.
  • экипаж - 31 человек
  • автономность - 5 суток
  • дальность плавания - без груза 1000 миль, с грузом 300 миль.

Силовая установка:

  • 5 ГТД М-71 суммарной мощностью 50 000 л.с.
  • 4 осевых нагнетательных агрегата НО-10 с рабочим колесом 2,5 метра

Вооружение:

  • 140-мм комплекс РСЗО М-227 "Огонь" -2 шт.
  • шестиствольные 30-мм артустановки АК-630 - 2шт.
  • пусковая установка МТУ-2 ЗРК «Игла-1М» .

Десантовместимость:

  • 3 основных боевых танка общей массой 150 тонн.
  • 10 бронетранспортеров общей массой до 131 тонны.
  • 8 БМП и до 140 морских пехотинцев.
  • до 500 морских пехотинцев в полной экипировке без бронетехники.
проект 12322 "Зубр" в составе греческих ВМФ источник сервис Яндекс.Картинки
проект 12322 "Зубр" в составе греческих ВМФ источник сервис Яндекс.Картинки

Интересные факты:

  • в строю ВМФ Греции находятся 4 корабля проекта 12322 "Зубр" как не грустно, но больше чем в стране-производителе.
  • корабли проекта 12322 "Зубр" способны преодолевать препятствия высотой от 1,6 до 2 метров, те же что менее метра и вовсе не замечают. Во время демонстрации ночной высадки одного из экспортных кораблей для ВМФ Греции, "Зубр" просто переехал через ГАЗ-66 который должен был осветить место выхода на берег. Хорошо что никто из людей не пострадал, а вот "шишигу" пришлось списать.
  • в сентябре 1993 года президент Грузии Эдуард Шеварнадзе был блокирован в аэропорту города Сухуми абхазскими вооруженными формированиями, за развитием ситуации внимательно следили в Москве. На тот момент это были президент России Б. Ельцин и министр обороны П. Грачев. Непосредственно Павлом Грачевым была поставлена задача об эвакуации Э. Шеварнадзе с помощью МДКВП "Зубр". Из Севастополя в срочном порядке выдвинулся малый десантный корабль на воздушной подушке "Зубр" под командованием капитана 1 ранга Максимова, укомплектованный ротой морской пехоты. Планировалось что морские пехотинцы выведут Шеварнадзе на берег и посадят на корабль. В это время все абхазские зенитные средства находились вокруг аэродром в ожидании взлета самолета с Э. Шеварнадзе на борту.
    Стоит отметить что шум газотурбинных двигателей "Зубра" очень напоминает звук двигателей самолета. Когда ночью "Зубр" подошел к берегу абхазские солдаты решили что им противостоит крупное российское авиационное соединение. Все средства ПВО были передислоцированы на берег.
    С корабля было видно сплошную линию заградительного огня, пристать к берегу не представлялось возможным. "Зубру" приходилось отчаянно маневрировать, корабль несколько раз уходил обратно в море. МДКВП вел огонь по берегу всеми доступными средствами. Из-за того что ночью его не было видно, а слышно только гул двигателей, абхазские вооруженные формирования не понимали с кем ведут бой и попеременно то пытались отражать удары авиации, то препятствовать высадке десанта. Тем временем, воспользовавшись отвлечением средств абхазской ПВО, пилоты Шеварнадзе подняли в воздух ЯК-40 и на минимальной высоте вдоль русла реки ушли в сторону моря, затем развернулись и благополучно сели под Кутаиси.
    Вот так Черноморский флот России с помощью МДКВП "Зубр" спас жизнь президенту Грузии Э. Шеварнадзе.

Понравилась статья, пишите об этом в комментариях, конечно же ставьте лайки и подписывайтесь!!!