Малый десантный корабль "Зубр" проекта 12322 разрабатывался на основе значительного опыта в проектировании, создании и эксплуатации судов на воздушной подушке, накопленного в Советском Союзе к 1970 годам 20 века. Ведь уже на постоянной основе эксплуатировались десантные корабли типа "Скат" и "Кальмар", серийно выпускался самый большой на тот момент десантный корабль "Джейран" (проект 12321) который мог транспортировать 200 человек десанта в полной экипировке или 2 основных боевых танка.
Эксплуатация малых десантных кораблей получала самые положительные отзывы на флоте, настолько хорошие что военные заказали еще более мощный и грузоподъемный корабль на воздушной подушке. Задание на разработку получило НПО "Алмаз" и уже в 1978 году были начаты работы по проектировке малого десантного корабля на воздушной подушке проект 12322 "Зубр".
Планировалось что новый малый десантный корабль будет вооружен зенитно-пушечными модулями и установками РСЗО для поддержки высадки десанта и самообороны, и будет способен транспортировать до 3 основных боевых танков либо 10 бронетранспортеров и 140 человек десанта или 8 БМП, без бронетехники до 500 морских пехотинцев в полной экипировке. Учитывая имеющийся опыт, поставленная задача была полностью выполнена и первый корабль серии был спущен на воду в 1986 году испытания продлились до 1988 года и далее было развернуто серийное производство.
Корпус корабля изготовлен из магниево-аллюминевого сплава устойчивого к коррозии, представляет из себя понтон в форме прямоугольника, таким образом обеспечивается непотопляемость судна. Через весь корпус корабля проходит транспортный отсек для техники и десанта, оборудованный носовой и кормовой рампами, над корпусом расположена надстройка с центральным постом управления и радиолокационной аппаратурой, в бортах корпуса располагаются отсеки для машинных установок и жилые помещения для экипажа и десанта. Все отсеки оборудованы системами отопления и вентиляции для защиты от оружия массового поражения.
"Зубр" приводится в движение 5 высокотемпературными газотурбинными двигателями М-71 общей мощностью 50 000 л.с., 2 из которых работают на приводы вентиляторов 4-х нагнетательных агрегатов НО-10, а еще 3 двигателя расположены снаружи в гондолах и приводят в действие 3 четырехлопастных реверсивных 5,5 метровых винта расположенных в специальных обтекателях.
Управление кораблем осуществляется с помощью автоматизированной системы "Флора-32", либо из центрального командного пункта, либо с нескольких выносных пультов, Для навигации корабль оснащен 2-мя радиолокационными станциями, гидрокурсоуказателем ГКУ-2, радиопеленгатором, центральной гироскопической системой "База", системой спутниковой навигации и приборами ночного видения.
Для поддержки морской пехоты во время десантирования и в целях самообороны проект 12322 "Зубр" оснащен соответствующим вооружением, а именно; 2-мя 30 мм. шестиствольными артустановками АК-630 с боекомплектом 3000 снарядов, 2-мя установками РСЗО калибра 140 мм МС-227 "Огонь" с боекомплектом 132 снаряда, а так же пусковой установкой МТУ-2 ЗРК «Игла-1М» с боезапасом от 8 до 32 боеприпасов. Дополнительно "Зубр" может брать на борт от 20 до 78 мин для постановки минных заграждений.
Проект 12322 "Зубр" является одним из самых быстрых кораблей на воздушной подушке в мире, во время испытаний "Зубр" разогнали до 70 узлов (а это около 130 км/ч), но при это у корабля наблюдался малоизученный эффект - подлом гибкого ограждения подушки, из-за этого конструкторы предусмотрели режим блокировки набора скорости при достижении 60 узлов (около 111 км/ч.)
На данный момент в строю ВМФ России находятся два корабля проекта 12322 "Зубр", МДК-50 "Евгений Кочешков" и МДК-94 "Мордовия", оба корабля прошли капитальный ремонт и будут поддерживаться в боевом состоянии до полной выработки ресурса, новые корабли типа "Зубр" к закупке не планируются!
ТТХ Проекта 12322 "Зубр":
- водоизмещение - 555 тонн.
- максимальная скорость - 60-63 узлов. (111 км/ч.)
- длинна - 57,3 м.
- ширина - 25,6 м.
- экипаж - 31 человек
- автономность - 5 суток
- дальность плавания - без груза 1000 миль, с грузом 300 миль.
Силовая установка:
- 5 ГТД М-71 суммарной мощностью 50 000 л.с.
- 4 осевых нагнетательных агрегата НО-10 с рабочим колесом 2,5 метра
Вооружение:
- 140-мм комплекс РСЗО М-227 "Огонь" -2 шт.
- шестиствольные 30-мм артустановки АК-630 - 2шт.
- пусковая установка МТУ-2 ЗРК «Игла-1М» .
Десантовместимость:
- 3 основных боевых танка общей массой 150 тонн.
- 10 бронетранспортеров общей массой до 131 тонны.
- 8 БМП и до 140 морских пехотинцев.
- до 500 морских пехотинцев в полной экипировке без бронетехники.
Интересные факты:
- в строю ВМФ Греции находятся 4 корабля проекта 12322 "Зубр" как не грустно, но больше чем в стране-производителе.
- корабли проекта 12322 "Зубр" способны преодолевать препятствия высотой от 1,6 до 2 метров, те же что менее метра и вовсе не замечают. Во время демонстрации ночной высадки одного из экспортных кораблей для ВМФ Греции, "Зубр" просто переехал через ГАЗ-66 который должен был осветить место выхода на берег. Хорошо что никто из людей не пострадал, а вот "шишигу" пришлось списать.
- в сентябре 1993 года президент Грузии Эдуард Шеварнадзе был блокирован в аэропорту города Сухуми абхазскими вооруженными формированиями, за развитием ситуации внимательно следили в Москве. На тот момент это были президент России Б. Ельцин и министр обороны П. Грачев. Непосредственно Павлом Грачевым была поставлена задача об эвакуации Э. Шеварнадзе с помощью МДКВП "Зубр". Из Севастополя в срочном порядке выдвинулся малый десантный корабль на воздушной подушке "Зубр" под командованием капитана 1 ранга Максимова, укомплектованный ротой морской пехоты. Планировалось что морские пехотинцы выведут Шеварнадзе на берег и посадят на корабль. В это время все абхазские зенитные средства находились вокруг аэродром в ожидании взлета самолета с Э. Шеварнадзе на борту.
Стоит отметить что шум газотурбинных двигателей "Зубра" очень напоминает звук двигателей самолета. Когда ночью "Зубр" подошел к берегу абхазские солдаты решили что им противостоит крупное российское авиационное соединение. Все средства ПВО были передислоцированы на берег.
С корабля было видно сплошную линию заградительного огня, пристать к берегу не представлялось возможным. "Зубру" приходилось отчаянно маневрировать, корабль несколько раз уходил обратно в море. МДКВП вел огонь по берегу всеми доступными средствами. Из-за того что ночью его не было видно, а слышно только гул двигателей, абхазские вооруженные формирования не понимали с кем ведут бой и попеременно то пытались отражать удары авиации, то препятствовать высадке десанта. Тем временем, воспользовавшись отвлечением средств абхазской ПВО, пилоты Шеварнадзе подняли в воздух ЯК-40 и на минимальной высоте вдоль русла реки ушли в сторону моря, затем развернулись и благополучно сели под Кутаиси.
Вот так Черноморский флот России с помощью МДКВП "Зубр" спас жизнь президенту Грузии Э. Шеварнадзе.
Понравилась статья, пишите об этом в комментариях, конечно же ставьте лайки и подписывайтесь!!!