Сергей Витте (1849 – 1915), премьер-министр Российской Империи
Премьер-министр в Российской империи. Родился в Тифлисе. Род идет от балтийских немцев. На Кавказ к царскому наместнику к Иллариону Воронцову-Дашкову был отправлен на службу дед Сергея Витте, который навсегда остался в Тифлисе. Здесь же преданы земле он и его супруга.
Как следует из воспоминаний Сергея Витте, первые 16 лет он жил в Тифлисе. Громадный дом имели на углу Головинского проспекта и переулка, ведущем на гору Давида. Учился в Тифлисе в гимназии, как отмечает в воспоминаниях Сергей Витте, «еле-еле, с грехом пополам». Получил аттестат с плохими отметками и единицей по поведению.
После переезда на жительство в Кишинев, а потом в Одессу учеба пошла в гору. Был круглым отличником в университете, защитил диссертацию кандидата математических наук. Перебрался в Петербург, устроился на госслужбу. Стремительный карьерный рост. Министр путей сообщения, министр финансов, председатель Совета министров.
Петербургская аристократия, поначалу хихикавшая над южным акцентом Сергея Витте, стала уважительно относится к человеку, осуществлявшему прогрессивные преобразования в Империи. Это и денежная реформа с переходом на золотой стандарт, и мирный договор с Японией, и Конституция от 17 октября 1905 года, учредившая Государственную думу.
Однажды за обедом уже в ранге экс-премьера Сергей Витте так расшутился: ни золотая валюта, ни портсмутский мир, ни конституция не принесли мне славы и не дадут бессмертия. Но остается все-таки еще один последний шанс.
Сергей Витте: «Есть только одна прочная слава на земле – единственная – кулинарная: надо связать свое имя с каким-нибудь блюдом. Есть беф-Строганов, Скобелевские битки... Гурьев был министром финансов наверное хуже меня, а навсегда его имя знаменито! Почему? Благодаря «Гурьевской каше».
Сергей Витте намекнул, что необходимо изобрести какие-нибудь «Виттевские пирожки», и тогда это, и только это, останется». Под «Виттевскими пирожками» имелась ввиду его любимая закуска к водке – крошечные горячие ватрушки с ледяной зернистой икрой».
Однако Сергей Витте вошел в историю не икорной закуской, а разработанным им Манифестом, положившим начало парламентаризму в России. Дата принятия этого документа «17 октября» по пожеланию Сергея Витте высечено золотом на его надгробии. Похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
Владимир Маяковский (1893 – 1930), поэт, драматург, сценарист, режиссер, актер, художник
Владимир Маяковский родился в 1893 году в селе Багдати близ Кутаиси. Род происходил из кубанских казаков. Учился в Кутаисской гимназии, свободно владел грузинским языком, как и его сестры Люда и Оля. После смерти отца в 1906 году семья маяковских переехала на жительство в Москву – мама, Володя и сестры.
Грузию любил и никогда не забывал. «Только нога ступила в Кавказ,
Я вспомнил, что я – грузин»; «Я знаю: глупость эдемы и рай! Но если пелось про это, должно быть, Грузию, радостный край, подразумевали поэты» («Владикавказ - Тифлис»).
Владимир Маяковский в ранге именитого поэта несколько раз навещал родную Грузию. Одно из его выступлений состоялось в Грузинском политехническом институте. Из воспоминаний Шалвы Нуцубидзе:
«После чтения стихов – ответы на вопросы, среди которых часто звучали «Вы грузин или русский? Ваша Родина – Россия или Грузия?». Маяковский сделал маленькую паузу, улыбнулся и ответил: – Хотите знать, кто я? По рождению я грузин, а по национальности русский. Багдати – место моего рождения. Грузию люблю как родину, люблю ее небо, ее солнце, ее природу.»
Почти в каждом городе в Грузии есть улица, носящее имя Маяковского. Два памятника поэту установлены в Тбилиси, три – в Багдати и еще один – в Кутаиси.
Кирилл Щелкин (1911 – 1968), "крестный отец" советской атомной бомбы
Кирилл Иванович Щелкин родился в 1911 году в Тифлисе в семье землемера. Его детство прошло на берегах Куры. В 1924 году из-за болезни отца семья переехала в Крым.
Учился на физика-техника в Симферополе, затем Ленинграде. В 1942 году был направлен на работу в сверхсекретную лабораторию по разработке атомной бомбы. 29 августа 1949 года в прииртышских степях было проведено первое испытание атомной бомбы.
Именно своего земляка Кирилла Щелкина назначил Лаврентий Берия ответственным за испытания взрывного устройства РДС-1. Под таким названием была засекречена атомная бомба и аббревиатура расшифровывалась как «реактивный двигатель специальный». Кирилл Щелкин расписался в «получении» бомбы, вышел последним и опломбировал вход в башню с РДС-1 и именно он нажал кнопку «Пуск».
После успешных испытаний Кирилла Щелкина назвали «крестным отцом» атомной бомбы, а РДС расшифровывали как «Реактивный двигатель Сталина», «Россия делает сама». Коллеги еще подшучивали над Щелкиным: «А куда ты дел бомбу, за которую расписался?».
И.В. Курчатов, В.И. Алферов, Н.Л. Духов, Я.Б. Зельдович, П.М. Зернов, Ю.Б. Харитон, Г.Н. Флеров, К.И. Щелкин получили звание Героя Социалистического Труда, а также дачи, личные автомобили, право обучения детей за счет государства в любых вузах СССР.
Другие ученые, конструкторы и технологи – всего около 300 человек получили Сталинские премии, ордена и медали. Ветераны-атомщики шутили, что при представлении к наградам исходили из простого принципа: тем, кому в случае неудачи уготован расстрел, при успехе присваивать звание Героя; обреченным при провале на максимальное тюремное заключение в случае удачного исхода давать орден Ленина и так далее по нисходящей.
Кирилл Щелкин трижды удостаивался звания Героя. И в соответствие с указом ВС СССР таким лицам-героям полагался бюст на родине. В 1982 году Кириллу Щелкину появился памятник в Тбилиси в сквере напротив Института физики. Памятник просуществовал 26 лет и исчез с пьедестала в период российско-грузинской войны 2008 года.
Георгий Товстоногов (1915 – 1989), главный режиссер Большого драматического театра
Из автобиографии Георгия Товстоногова: «Родился 28 сентября 1915 года в Тбилиси. Русский. Социальное происхождение - дворянское. Отец - Товстоногов Александр Андреевич. Родился в 1889 г. в Симферополе… Мать - Товстоногова (Папиташвили) Тамара Григорьевна. Родилась в 1881 г. в Гори…».
Будучи школьником Георгий все свободное время проводил в театре, где работал актером брат его матери. В 15 лет окончил школу и поступил в Тбилисский железнодорожный институт, в котором заведовал кафедрой его отец. Однако Товстоногов не захотел продолжать дело отца, считая своим призванием театр. Сценическую деятельность начал в 1931 году как артист и ассистент режиссера в Тбилисском русском ТЮЗе, основателем и художественным руководителем которого был Николай Маршак – родной брат Самуила Маршака.
Далее окончил ГИТИС. В 1938-1946 годах Товстоногов был режиссером Тбилисского русского драматического театра им. Грибоедова, параллельно он преподавал в Тбилисском театральном институте. Затем переехал в Москву, где работал в Центральном детском театре и окончательно обосновался в городе на Неве, где и получил всемирное признание, работая главным режиссером БДТ.
Из воспоминаний киносценариста Анатолия Гребнева:
«А еще он был грузином, это уж без сомнения. Я упомянул выше о грузинской семье, а меж тем, грузинкой там была только мать, а отец - русским.
…Дом Товстоноговых - Лебедевых в Петербурге, со всегдашними, когда не придешь, гостями из Тбилиси, был и остался грузинским домом. Надо ли говорить, что здесь всегда болели за тбилисское «Динамо», когда оно еще существовало, – вот он, показатель патриотизма! Сам Георгий Александрович избегал говорить по-грузински. Думаю, по той причине, что не так хорошо знал язык! Вот эта боязнь себя уронить – тоже ведь грузинская черта!».
Из воспоминаний театрального критика Юрия Рыбакова:
«Однажды, дело происходило на юбилейном вечере в Театре им. Шота Руставели, Сергей Юрский брал у Товстоногова шутливое интервью и задал вопрос: «Как вам нравится город Тбилиси?» Товстоногов ответил серьезно и даже с некоторой патетикой: «Это странный вопрос, - сказал он. - Я не могу восхищаться городом Тбилиси как иностранец. Это мой город. Это все равно, как спросить, нравятся ли вам ваши родители, ваш брат, ваша сестра. Это не может нравиться или не нравиться. Это - мое».
Виктор Санеев (род. 1945), трехкратный Олимпийский чемпион
Отрывок из репортажа Олимпиады в Мехико в 1986 году:
«Итальянец Джузеппе Джентилле уже в квалификации ставит мировой рекорд – 17 метров 10 сантиметров! В первом раунде финала он же улучшает свой рекорд – до 17.22. В третьем раунде финала Виктор Санеев превышает этот результат на один сантиметр. В пятом раунде мировой рекорд опять обновляется бразильцем Нельсоном Пруденсио до 17.27. У Санеева остается последняя попытка. Стадион ревет. Но, в этом реве Виктор слышит только слова своего тренера Витольда Креера: «Сможешь! Сделаешь». Санеев разбегается и улетает на 17.39. Мировой и олимпийский рекорд!».
Эти цифры – 17.39 – и значились на автомобиле «Волга» ГАЗ-24 Виктора Санеева. Госномера получил спортсмен, как говорится, "блату".
В далеком 1981 году автор этих строк встречался с Виктором Санеевым, трехкратным олимпийским чемпионом в тройном прыжке.
Великий спортсмен происходил из кубанских казаков, родился и вырос в Сухуми, выступал за Грузинскую ССР, и жил и работал в Тбилиси. Виктор Санеев оказался в кавказском меловом круге в том смысле, что казаки, абхазы и грузины не могли поделить его славу, доказывая друг другу, что король легкой атлетики представитель именно его народа.
Об этом именно я и спросил Виктора Санеева – кем он себя считает? Чемпион, улыбаясь, произнес: «Отвечу вам словами Маяковского: «Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза».
Спортсмены по тройным прыжкам имеют прозвище «кенгуру». Виктора же Санеева называли «грузинский кенгуру». И по иронии судьбы с распадом Советского Союза он продолжил спортивную тренерскую деятельность на родине кенгуру – Австралии. Оказался трехкратный олимпийский чемпион в Сиднее по приглашению приятеля. Работал в детской спортивной школе.
По окончании контракта некоторое время был без работы. Чтобы заработать на пропитание, приходилось даже развозить пиццу. Подумал однажды и продать свои золотые олимпийские медали. Дал объявление в газете, появился покупатель, предложил 5 тысяч долларов. Виктор отказался от идеи. Сегодня рыночная цена одной олимпийской золотой медали – 30-50 тысяч долларов.
Потом работа по специальности нашлась. У Виктора есть, так сказать, и «гражданская профессия» – он выпускник Сухумского института субтропических культур. И по этой специальности тоже имеют работу, правда, дома в Сиднее. В саду выращивает апельсины, лимоны, грейпфруты, мандарины…
60-летие Виктор Санеев отмечал в Тбилиси. Это было 3 октября 2005 года. Пригласил Национальный олимпийский комитет во главе с Бадри Патаркацишвили. Праздничный вечер устроили в Тбилисском театре оперы и балета. Присутствовали гости из 14 стран.
Виктор Санеев вместе с Ноной Гаприндашвили были названы лучшими спортсменами Грузии XX столетия. Легкоатлету присудили звание Почетного гражданина Тбилиси. Журналисты поинтересовались у легендарного спортсмена, где теперь с исчезновением СССР ваша родина. Виктор Санеев, недолго думая, ответил: «Человек не выбирает родину. Родина – это там, где ты родился, вырос, состоялся, провел лучшие годы в жизни. У меня родина Грузия и другой не может быть».
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи