Известная психологическая модель личности Берна (Родитель, Взрослый, Ребенок) удачно, и даже очень, накладывается на жизнь семейную.
Если приглядеться: в скольких случаях в паре работает модель взаимоотношений «ребенок-родитель»!
Нельзя, конечно, сказать, что схема эта верна «один в один»: один непременно воспитывает, а другой только и делает, что капризничает. Так ведь нельзя и сказать, что в каждой личности имеется только одна сторона – рассудительный Взрослый, наставляющий Родитель или непосредственный Ребенок. Каждого – в разных пропорциях, и первенство они захватывают по очереди.
Так и в отношениях: часто одни и те же люди в одном союзе могут играть одну роль, а в другом – другую. Или пытаться сочетать по принципу «два в одном» выгодные стороны обеих манер поведения.
Характер семейной жизни
Все-таки как часто в любви мы ищем реализации не столько своих добрых чувств и светлых порывов, сколько потребностей другого характера: чтобы кого-нибудь поопекать – или наоборот: чтобы нас подобрали-обогрели и подоткнули одеяло.
Отсюда и особенности нашего выбора, и характер жизни семейной: неуверенные находят авторитарных, командиры – инфантильных. И, как ни странно, отсюда же – появляющиеся через какое-то время жалобы вроде:
«Я думала, он будет меня защищать, а он меня затиранил».
Только потому, что в прежнем, классическом виде эта модель для взрослых людей уже не срабатывает. Родитель для младенца – высшее существо, он и основной авторитет, и главная защита. Выполнять обе эти функции по отношению к взрослому человеку невозможно. Кроме того, хотя они и переплетены, «объекту» все-таки больше хочется внимания, а «субъекту» - власти.
Родитель, Взрослый, Ребенок
Совсем не обязательно партнеры общаются точь-в-точь, как «мама и сын» или «папа и дочка». Даже в приблизительной схеме Берна, кроме этих двух условных ролей - Родителя и Ребенка, есть еще и Взрослый – который здраво оценивает себя и других, но не стремится доминировать. А значит, сочетаний получается гораздо больше, чем два.
Скажем, встретились два «родителя»: оба рвутся к штурвалу, соперничают по любому поводу. Или же находят себе «третье лицо» для реализации своих наклонностей – и принимаются хором корректировать его поведение.
Другой вариант – когда и он, и она и в солидном возрасте остались сущими «детьми». На их корабле уж вовсе ни руля, ни ветрил! Оба любят поразвлекаться, стремятся прежде всего к удовольствию и «динамят» обязанности.
С точки зрения способности мирно уживаться друг с другом, самим оптимальными психологи считают три варианта:
- «взрослый – взрослый»: оба взвешивают свои слова и решения, советуются друг с другом, демонстрируя уважение к личности партнера. Единственное «но»: даже в самых рассудительных дядях и тетях периодически просыпается нечто детское – и в такие моменты размеренные отношения могут казаться одному из союза скучноватыми. Так что хотя бы ради профилактики иногда мудро выпускать своих внутренних «детишек» временно пошалить: хорошо, когда они делают это синхронно!
- «взрослый – ребенок»: тот, кто «младше душой», напоминает партнеру, сколько интересного и забавного в мире. А «старший» способен сдерживать чересчур смелые порывы половинки, причем ненавязчиво: в отличие от Родителя, Взрослый предпочитает не внедрять свою точку зрения силой, а доказывать ее верность на примерах.
- и, наконец… «родитель – ребенок»! несмотря на все описанные выше минусы в подобной паре, есть на свете человеческие существа, для которых так жить – естественно и даже оптимально. Если, конечно, «детско-родительские» особенности обоих совпадают, как изгибы в пазлах: к примеру, одного нужно долго упрашивать по любому поводу, так как он любит почувствовать, что он – важная персона, а второй как раз любит «с честью преодолевать трудности» - и готов упрашивать долго и с чувством. Тогда будут сосуществовать долго и счастливо. Хотя и абсолютно несамостоятельно…