В 1973 году Пол Верховен снял «Турецкие наслаждения», взорвавший голландский и мировой кинематограф. После такого невероятного успеха все с нетерпением ждали нового фильма голландского мастера. Какой же он будет? Может быть еще более эпатажным? Но Пол Верховен снял фильм о Голландии конца XIX века. Я очень давно смотрел «Кити-вертихвостку» и он мне тогда показался «типичным фильмом BBC». Но поменял ли я свое мнение о нем?
Нищая многодетная семья Типпелей, включающая юную Китти, переселяется из голландской провинции в Амстердам. По прибытии в город, все начинают работать: отец семейства на конюшне, старшая сестра Китти в борделе, а сама Китти устраивается в прачечную. Но Китти не знает своего места и теряет место в прачечной. Сможет ли она вырваться из водоворота нищеты и унижения?
Есть такое меткое выражение – «родился не в том месте и (или) не в то время». Именно эти слова приходят на ум про Китти. Еще с первых кадров, Пол Верховен дает в руки Китти книгу Жюля Верна, что уже выделяет ее среди братьев и сестер. И она обладает одним из качеств, которое в XIX веке было исключительно привилегией богатых – брезгливостью. Она не готова жечь руки в прачечной и не готова спать за кусок хлеба с незнакомыми мужчинами.
Несмотря на это, в Голландии XIX века еще совсем не знают таких слов как «равноправие» и «социальная справедливость». И для таких, как Китти, единственный призрачный путь к успеху лежит через постель. Еще в первые минуты фильма главная героиня уже становится «куском мяса» для своих начальников. И через какое-то время ей придется переступить через себя. Будет ли это единичным случаем?
Но Пол Верховен не поставил своей целью очернить богатых и облагородить бедных. Он показал их обычными людьми – большинство бедных готовы сделать что угодно за кусок черствого хлеба, а богатые с радостью готовы воспользоваться доступностью бедных для удовлетворения своих желаний. Также режиссер не жалеет сарказма для отображения социалистов, показав их как оторванных от жизни «черноикровых левых».
Большинству бедных, включая Китти, наплевать на классовую солидарность, революцию и прочие духовные ценности. Бедные, добившиеся успеха, намного более безжалостны, чем потомственные богачи. В этом контексте показателен персонаж Хуго – франтоватый выходец из бедной семьи, безжалостно отказывающий нуждающимся в кредите, и готовый на что угодно ради денег. Но будет ли путь Китти наверх сопровождаться только ловкостью или ей придется прибегнуть к бесчестию?
И именно эта прекрасная проработка персонажей, являющаяся «фирменным знаком» Пола Верховена, и объективность в отображении представителей различных слоев общества, делает «Кити-вертихвостку» очередным отличным фильмом Пола Верховена. Несмотря на урезанный бюджет, режиссер прекрасно зарекомендовал себя в новом для себя жанре – историческом кино.
Единственное но – оригинальная концовка больше бы подходила духу фильма, но ее отсутствие целиком на совести продюсера и не портит общее положительное впечатление от фильма.
Ссылка на запись в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/50390.html.