Минпросвещения рекомендовало всем регионам страны ограничить для школьников доступ к мобильным телефонам во время учебного процесса. Рекомендации составлены совместно с Роспотребнадзором, Рособрнадзором и Российской академией образования. Как эти советы исполняют в тюменских школах и насколько обоснован запрет, узнал корреспондент «АиФ-Тюмень».
Ограничение, а не запрет
«Раньше заходишь в школу на перемену и видишь играющих и веселящихся детей, слышишь постоянный гул от смеха, разговоров и выкриков. Сейчас же - почти идеальная тишина и дети-одиночки, сидящие с телефоном в руках, - рассказывает тюменка Светлана Першева. - Отсюда неумение общаться со сверстниками и, вероятнее всего, проблемы со здоровьем».
Но полностью запретить, конечно, не получится, ведь гаджеты используют ученики в средних и старших классах в процессе обучения, когда это необходимо. Плюс связь с родителями в экстренных случаях. Потому и идет речь об ограничении.
В департаменте образования города Тюмени пояснили, что запреты и рекомендации по использованию мобильных в учебных учреждениях устанавливаются по инициативе самих школ, решение принимают администрация и родители.
В тюменской гимназии №49 рассказали, что у них есть положение по использованию сотовых и мобильных средств связи, его одобрили совет родителей и управляющий совет, куда входят представители учителей, учеников и активных мам и пап. Здесь ограничивают использование телефонов во время уроков, кроме тех случаев, когда это предполагает учебная деятельность. На переменах же пользоваться гаджетами разрешается. Подобные положения есть и в других городских школах, например, №92. В школе №22 сейчас идет работа над документами, где будет прописано, как и когда можно пользоваться мобильной связью, вскоре информацию донесут до детей и родителей.
Компьютерный синдром
«Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, мало приспособлено к работе с изображением на мобильном телефоне или планшете. Все дело в том, что картинка экрана отличается от естественной: она самосветящаяся, а не отраженная. В результате нарушается аккомодация - перефокусировка взгляда с ближних предметов на дальние и обратно, из-за чего зрение и ухудшается», - рассказывает Мария Пономарева, профессор кафедры офтальмологии ТюмГМУ.
Для обозначения комплекса зрительных расстройств, связанных с использованием современной электроники, даже принято такое понятие, как «компьютерный зрительный синдром». Он включает в себя два основных блока жалоб: оптические - затуманивание, двоение или снижение остроты зрения; и физические - боль в области глазниц и при движении глаз, покраснение склер. А еще постоянное использование гаджетов повышает риск развития «синдрома сухого глаза», который проявляется жжением в глазах, их покраснением, чувством «песка» под веками.
Офтальмологи отмечают, что первые признаки компьютерного утомления глаз появляются через 45 минут непрерывного наблюдения за светящимся экраном, а зрительные функции резко снижаются через два часа. Особенно это опасно для детей: исследования показали, что у них со временем может развиться «ложная» близорукость либо усугубиться степень имеющихся проблем со зрением.
Помните, что без отрицательного влияния на зрение человек может пользоваться мобильным не более двух часов в сутки, да и то дробно, по 30 минут с 20 минутными перерывами. Если работа за компьютером или планшетом школьнику необходима для освоения нового материала, то обязательно нужно делать перерывы каждый час по 15 минут.
Мнение
Вероника Иванникова, заместитель главного врача ГАУЗ ТО «Областной офтальмологический диспансер»: «Мы советуем родителям как можно позже начинать давать гаджеты детям. Да, они смотрят мультики по телевизору уже с того момента, когда начинают осознавать окружающий мир, - и это может быть уже в полгода. Но, одно дело - смотреть с расстояния трех метров, с перерывами и не очень продолжительное время. И совсем другое - с телефоном или планшетом в руках. А ведь иногда эти гаджеты даже у нас на приеме дают родители самым маленьким детям, чтобы отвлечь их внимание. Конечно, мы категорически запрещаем, но окончательное решение остается за родителями».
А как в вашем городе относятся к рекомендации минпросвещения?