Найти тему
Снова в школу

Лидер или руководитель?

Оглавление

У нас на курсе EMBA прошел модуль по лидерству, ведет его Джек Вуд: в прошлом — военный летчик и преподаватель IMD, в настоящем — практикующий психотерапевт, профессор школ бизнеса CEIBS (Китай) и СКОЛКОВО.

Обычно к началу курса мы читаем подборку статей и кейсов. К модулю «Лидерство» нужно было не только почитать, но еще и посмотреть фильм «Паттон». Это была интересная работа, потому что смотреть его нужно было не как художественное произведение, а как кейс: ты не столько следишь за сюжетом, сколько оцениваешь поступки героя, его поведение в разных ситуациях с точки зрения лидерства.

«Паттон» — это военная драма, в которой показывается судьба участника Второй мировой войны — генерала Паттона. Он руководил американскими военными силами сначала в Африке, потом в Европе. Генерал был неоднозначной личностью — с одной стороны, герой войны, с другой — не умел сдерживать свой темперамент, шел на поводу у эмоций.

У меня сложилось впечатление, что Паттон мог проявить свои лучшие качества только в роли главнокомандующего в военное время. Он мог брать на себя ответственность и гнуть свою линию, но при этом совершенно не умел сотрудничать, кооперироваться, учитывать мнения сторон — то есть проявлять качества, важные для лидера в мирное время. Можно долго жаловаться на то, какой он длинный (почти 3 часа), как тяжело его смотреть, но по факту кино отлично помогает погрузиться в тему лидерства.

Отец народов или управленец

Какая разница между лидером и управленцем? Что такое лидерство и управление? Лидерство включает в себя управление или наоборот? Тут нет единой точки зрения. Это, скорее, вопрос мнений и определения понятий. Можно считать, что менеджмент — более широкая категория, чем лидерство. Потому что менеджеры выполняют огромное количество функций помимо лидерства. Чтобы привести компанию к какой-то цели, руководитель должен не только быть лидером в коллективе, но и понимать в финансах, в HR, в маркетинге и так далее.

Яркие примеры типажей лидеров:

  • «отец народов», который любит поговорить, обсудить, проводить дискуссии, он оставляет людям пространство для принятия самостоятельных решений;
  • «менеджер» — жесткий управленец с планами, целями и задачами.

Мы разбирали кейсы с полярными по своей сути лидерами и определяли, что нам ближе, что не нравится и почему. Вывод по итогам: каждый совмещает в себе эти роли: в каких-то ситуациях проявляет себя как управленец, в других — как лидер.

Самая простая типология лидерства — по двум шкалам: задачи и отношения. Если лидер больше ориентирован на задачи и мало внимания уделяет отношениям, ему присущ авторитарный стиль управления. Если сильный акцент и на одно, и на другое — демократичный стиль. Если отношения преобладают — это, условно говоря, «загородный клуб». А если руководитель мало ориентирован и на задачи, и на отношения, — это слабый стиль управления/лидерства или его отсутствие.

Основа лидерства

Что объединяет великих лидеров? Если обобщить, все они чувствуют неуспокоенность ситуацией, в которой находится компания или страна. У лидера есть видение «как должно быть», и он умеет мотивировать команду, и себя в том числе, на достижение цели. Плюс у него есть возможность контролировать процесс и управлять отклонениями. Но помимо этих трех характеристик: видения, мотивации и контроля, есть еще две важные части. Это понимание текущего контекста и понимание самого себя. Генерал Паттон из фильма считал, что всегда должен проявлять лидерские качества, стоять впереди всех. Поэтому очень часто игнорировал контекст, не понимал себя и шел на поводу у своих эмоцией. Например, кричать, угрожать людям расстрелом в госпитале — это явный поступок без учета контекста и ситуации. Паттон часто допускал такие ошибки, в итоге получил отставку и не смог нигде больше реализоваться.

Чтобы быть лидером максимально долго и эффективно, нужно знать контекст, знать самого себя, уметь управлять своим поведением и своими действиями. Посмотрите, как действуют мальчик-девочка в танцах. В начинающей паре, как правило, ведет мальчик. Но постепенно вопрос «главной роли» отпадает: ведет тот, кто должен это делать в конкретный момент времени. Так же и в повседневной жизни роли ведущего и ведомого меняются в зависимости от ситуации.

Лидерство — это социальный феномен, а не набор индивидуальных характеристик. Лидер не может быть лидером в одиночестве. Он проявляется во взаимодействии с другими людьми, поэтому нужно хотя бы два человека — социальная группа. Чем больше людей, тем сложнее становится контакт. С одной группой человек может проявлять себя как лидер, а с другой группой может и не быть им. Я за собой стал замечать, что в каких-то группах проявляюсь более активно, а в каких-то мне некомфортно. Я стал думать: почему? Что внутри есть такого, что мне мешает? И этот вопрос уже касается темы эмоциональных и иррациональных основ лидерства, расскажу об этом в следующий раз.

*Наблюдение не по теме:

Отдельно несколько слов о том, как наш мозг усваивает информацию. Есть наблюдение, что человек запоминает:

5% информации, если просто слушает лекцию,
10% — если читает учебный материал,

20% — если слушает аудио или смотрит видеофильм,
30% — если отвечает на вопросы, демонстрирует свои знания,
50% — если тема обсуждается в рамках групповой дискуссии,
75% — если в добавок ко всему использует знания на практике,
90% — если учит других людей.

Профессор использовал много аудио- и видеоматериала, проводил групповые обсуждения с участием консультантов-коучей.

***

Канал в Telegram