Сегодня поговорим о так называемой интеллигенции. Причём, будем её ругать и всячески отрицать (играем на уровне сложности «Hard»). Дело в том, что во мне накопился критический уровень усталости от всех этих попыток манипулировать обществом и постоянно подменять понятия. С завидной регулярностью слышно из различных источников, что интеллигенция то, интеллигенция сё, вот она написала открытое письмо, а вот она уже подвергается репрессиям, а теперь она где-то там собралась и отважно вещает что-то очень важное. В интеллигенцию массово записывают всех подряд, от хозяина рюмочной до проститутоподобной певицы, «поющей» ртом под фонограмму о большой и чистой любви. Останься ваш покорный слуга в этой неолиберальной секте, могли бы в какой-то момент и его в интеллигенцию записать за графоманские заслуги.
Так что же такое интеллигенция? Давайте разбираться. Слово появилось, очевидно, до революции, дуропедия расплывчато отсылает к XIX веку. Впрочем, и без неё понятно, что придумано оно не большевиками. Также очевидно, что это заимствование из английского языка и происходит от intelligent, что дословно переводится как умный, и что оно является «родным братом» слова интеллектуал, имеющим схожий смысл и такую же этимологию. А теперь давайте мысленно перенесёмся в дореволюционную Россию со всеми её прелестями. Думаю, мало кто будет отрицать, что абсолютное большинство подданных было совершенно безграмотным. Крестьяне – практически поголовно, остальные – как повезёт, но преимущественно так же безграмотны. Эта необразованность была тотальной и не чета нынешней. Если современный лингвокретин путает падежи и предлоги, не понимает в чём разница между эмигрантом и иммигрантом, возвращается с города, смеётся с кого-то и говорит за что-то, то типичный подданный Российской Империи не умел читать вообще, а считал буквально на пальцах. То есть по современным меркам был чем-то большим, чем говорящее орудие труда и меньшим, чем любой маргинал наших дней. С точки зрения образованности! Ну просто представьте свою реакцию на высказывание некоего собеседника, который как бы невзначай заявил, что не умеет читать. Вот вообще не умеет. Даже алфавита не знает, не различает буквы. А такими тогда были почти все. Слышали когда-нибудь тирады наподобие «Да что с ним говорить, Господи, он же идиот! У него образование – три класса церковно-приходской школы!»? Сейчас ЦПШ – это имя нарицательное, символизирующее полнейшую безграмотность. А в те годы такое образование ещё попробуй получи, ведь не всякий родитель понимал, зачем эта грамота вообще нужна его многочисленным детям – сохой надо уметь пользоваться, из букваря хлеб не испечёшь.
И вот на фоне всего этого богоугодного благолепия высилась тонкая прослойка действительно очень образованных людей. Это сейчас диплом о высшем образовании не гарантирует практически ничего, особенно если в этом дипломе написано, что его обладатель какой-нибудь «менеджер-копирайтер», а в те годы это было действительно элитарное образование, которое давало очень многое очень немногим и дорогого стоило. Выпускники знали, как минимум латынь, греческий и французский, то есть по нашим меркам уже были полиглотами, это были практически готовые учёные, интеллектуальная элита, которая могла спокойно играть в каком-нибудь «Что? Где? Когда?» или «Своей игре» и при этом оставаться в плюсе. И вполне естественно, что эта интеллектуальная прослойка воспринималась (не в последнюю очередь самими собой) как какие-то чуть ли не полубоги. Я могу их понять! Если бы я оказался за одним обеденным столом с каким-нибудь условным Ньютоном, переместившись во времени, то смог бы эффектно ошарашить его высказываниями вроде «А вы знаете, сударь, энергия – она ж, етить её налево, никуда не девается и никогда не появляется из ниоткуда. Да! Да-а-а! Она просто переходит из одного вида в другой. Передайте мне вон тот огурец, голубчик… Да, спасибо. Так вот, я с вашего позволения продолжу…». И, возможно, вся эта безграмотная чернь из простого народа казалась бы мне совершенно недостойной.
А теперь смотрите, что получается: к власти приходят большевики и в перерыве между массовыми расстрелами организуют тотальную борьбу с безграмотностью. По ночам, значит, убивают русский народ, испытывая к нему инфернальную ненависть, а днями ликвидируют его безграмотность. Каждый гражданин гарантированно получает сначала 7 классов средней школы, а затем и 10. Причём, образование было довольно качественное, при Сталине простым людям даже преподавали логику! Слава Богу, что Никита Сергеевич исправил эту историческую несправедливость и этот глупый предмет из школьной программы убрал, но даже без него она осталась подозрительно похожей на ту, которая была в лучших дореволюционных гимназиях. Что касается высшего образования, получить его теперь мог любой, вне зависимости от происхождения. Правда, первое время это было не так, и равенства не существовало - ущемлялись права выходцев из «не рабочих» семей. Но со временем это неравенство сгладилось, и мы имеем то, что имеем. А именно: никакого чёткого разделения на безграмотную чернь и интеллигенцию уже давно не существует. Кроме того, надо принять во внимание и десакрализацию высшего образования за счёт падения его качества. Конечно, есть очень хорошие вузы, никто с этим не спорит, но сакральности нет! Ксения Собчак, например, окончила у нас МГИМО. Как вам такой специалист? Нравится? Если нравится, то могу сказать, что Соловьёв у нас по образованию химик. Великий химик, чего уж там. Правда, он журналист, но вот с дипломом журналиста как-то не срослось, извините. Что же касается диплома автора этой статьи… Ой, всё!
Я думаю, что в раздувание «жупела» имени интеллигенции внесли свою лепту (барабанная дробь…) большевики! Не, ну а как без них-то? Дело в том, что мыслили они классовыми категориями (и до сих пор пытаются мыслить), соответственно, было провозглашено строительство государства рабочих и крестьян – двух классов, символы которых даже образовали герб СССР. А как же все эти умники? Умники тоже нужны! Кто будет проектировать ГЭС и танк? Мы же организовали для наших дражайших рабочих социальные лифты, мы же дали им возможность поступать в институт и работать потом по специальности? И кого мы получили на выходе? Ну, уж во всяком случае не крестьянина. Какой был смысл крестьянскому сыну учиться 5 лет на инженера, чтобы потом опять стать крестьянином? Значит он теперь кто? Кто? Он не может быть просто инженером, у него должна быть классовая принадлежность, потому что в волшебном мире социализма у каждого есть свой класс (как в корейской ММОРПГ). И класс нашего инженера – интеллигенция. Советская наша техническая/творческая/гуманитарная интеллигенция. И она нам тоже нужна, и мы её тоже уважаем, потому что мы для них, бывших крестьян и рабочих, создали систему образования с лифтами, столовыми и стипендиями, а они теперь вернут долг Родине в виде проектов и производственных цепей! И смеяться тут не над чем, так они и мыслили. Взгляните, например, на герб КНДР: кисточка (то ли это перьевая ручка?) – это как раз-таки класс интеллигенции.
Но теперь у нас и этого нет! Категориями классов уже никто не мыслит. Некоторые делают вид, что мыслят, но на самом деле, конечно не мыслят. Потому что в современном мире разделение на классы – это задача не из простых. Веб-дизайнер на подсосе фрилансе – это у нас какой класс? А профессиональный блоггер, типа Одувана?
Так что такой термин как «интеллигенция» уже дважды себя изжил и является анахронизмом. Но расставаться с ним люд не желает категорически, потому что, посмотрев «Собачье сердце» так прикипел к образу Преображенского, что теперь у нас весь интернет заполонили юродивые из секты свидетеля профессора Преображенского, которые то тут то там звенят мудями цитатами из этой экранизации, в тайне желая стать такими как он, или пить и болтать с такими как он, заняв почётное место доктора Борменталя. Однако они не учитывают, что в той системе, по которой так скучали эти двое (особенно первый), место фанатов этого фильма было бы, в лучшем случае, на положении прислуги. В самом-самом лучшем случае это именно такие как они говорили бы «Филипп Филиппыч, ну они всё ходють и ходють!..», моя полы в просторной и уютной квартире «светила». Но нет, так они себя не представляют, все эти люди с портретами Евстегнеева на аватарах, они ниже Борменталя опускаться не готовы! Ну, кто б сомневался.
Кстати, знаменитая сцена, где продукт научной деятельности Преображенского произносит "Конгресс... немцы какие-то... Голова пухнет! Взять всё, да и поделить!" очень любима в народе. А представители этого народа сами-то переписку Энгельса с Каутским читали? Может быть они хотя бы знают, кто такой Каутский? Будем считать, что кто такой Энгельс знают все. А с кем согласны? А чем обоснуют свой ответ? Вот взять бы любого вшивого пользователя с портретом своего кумира на аватаре и все эти вопросы ему задать - окажется, что он ничем не лучше Шарикова, образом которого так любит тешить своё самолюбие. А если задать те же вопросы, например, старику Венедиктову или бабушке Люде Улицкой, как думаете, дадут они вразумительный ответ без мгновенного перебегания на другую тему? Это вот, что касается поклонников навязываемого обществу образа интеллигента.
Так что забудьте, прошли те времена. Для того чтобы снова появилась та интеллигенция, на которую с любовью и придыханиями будут смотреть все эти восторженные, необходимо ввергнуть народ обратно в пучину тотальной безграмотности. И вот если это когда-нибудь произойдёт, то тогда какая-нибудь условная Улицкая будет восприниматься как интеллигенция, ведь она же пишет книги! (И, наверное, шибко умные, но откуда мы знаем, мы ж читать-то не умеем). Но до тех пор, пока у людей есть кое-какое образование, можете про очередное открытое письмо «интеллигенции» нам не рассказывать, всё это выглядит так же глупо и нелепо, как попытка неких Гогенцолернов (Романовых) приблизиться к несуществующему русскому престолу. А когда начинают рассказывать про некую «творческую интеллигенцию», куда поголовно записывают всех скоморохов, лицедеев, оракулов и чревовещателей, то это уже вообще ни в какие ворота не лезет, уж извините! Но это уже, как говорится, совсем другая история.
P.S. Я не являюсь ни убеждённым марксистом-ленинистом, ни антисоветчиком, ни монархистом. В каждой системе, в каждой эпохе были есть и будут свои плюсы и минусы. Российская Империя – это моя страна, СССР – это моя страна. Современная Россия – тем более. Мой флаг и красный, и бело-сине-красный, и чёрно-золото-белый. И красный стяг с ликом Христа, и деревянный идол в чистом поле – это тоже моё. Я хорошо отношусь и к Ивану IV, и к Петру I, и к Сталину, и к Путину. И не могу сказать этого ни о Петре III, ни о Николае II, ни о Хрущёве, ни о Горбачёве с Ельциным.